Головна » Статті » Методичні поради » Нестандартні уроки зарубіжної літератури

Урок-суд над Р. Раскольниковым (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). 10-й класс

Урок-суд над Р. Раскольниковым (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). 10-й класс

Л. И. Колесник, учитель зарубежной литературы и русского языка ООШ, с. Константиновка, Краснокутский р-н, Харьковская обл.

Тема. Обобщающее значение образа Р. Раскольникова

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, подготовить учащихся к написанию творческих работ; обучать вести поисковую работу; формировать умение отстаивать свою точку зрения, уважая мысли других; совершенствовать умение всесторонне анализировать свои идеи, относиться к ним критически даже тогда, когда «добрые намерения» привлекательнее, чем «злые умыслы».

Оборудование: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя, репродукции картин художников-современников Ф. М. Достоевского: В. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), «Утопленница» (1867); В. Маковского «Посещение нищих»; плакаты с надписями, видеозапись кинофильма «Преступление и наказание» режиссера М. Смоленицкого.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Форма урока: урок-суд (урок аналогии конкретных действий, урок с элементами ролевой игры).

Может, я ещё человек.

Р. Раскольников

Станьте солнцем, вас все и увидят.

Ф. М. Достоевский

Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть — вот в чём смысл жизни.

Ф. М. Достоевский

Погибли даром могучие силы, а кто виноват?

Ф. М. Достоевский

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя

— «Погибли могучие силы, а кто виноват?» — этим риторическим вопросом Ф. М. Достоевский заканчивает свой роман «Записки из Мёртвого дома», в котором рассказывает о страшной судьбе русского народа. Писатель с годами приходит к выводу, что путь к духовному воскресению человека — это вера, вера в Господа. Вы знакомы с содержанием романа и, наверное, согласитесь, что весь роман — о добре и зле. «Преступление и наказание » — это роман о духовных исканиях, о вечных вопросах: что влияет на формирование моральных принципов поведения человека?

II. Мотивация учебной деятельности

Беседа

ŠŠ Как вы понимаете значение слова «преступление»?

ŠŠ Всегда ли люди придерживаются Божьих заповедей?

ŠŠ Преступление должно быть наказано. Но всегда ли так бывает в реальной жизни?

IІІ. Обобщение изученного

1. Ролевая игра-суд над Р. Раскольниковым

С е к р е т а р ь. Встать! Суд идет!

С у д ь я. Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Прошу пристава ввести подсудимого. (Под звучание трагической музыки из кинофильма «Преступление

Василий Перов. Утопленница. 1867

 

и наказание» входят пристав и Раскольников.)

Слушается дело Р. Раскольникова, который обвиняется в убийстве старухи-процентщицы и её сестры Елизаветы. Слово предоставляется прокурору.

П р о к у р о р. Обвиняется бывший студент Родион Раскольников в умышленном убийстве старухи Алёны Ивановны, к которому он тщательно готовился. Одно преступление повлекло за собой другое. Жестоко была убита и сестра старухи — Елизавета.

С у д ь я. Слово предоставляется защите.

А д в о к а т. Уважаемый суд! Рассматривается дело моего подзащитного об умышленном убийстве. Кто же задумал данное преступление? Что толкнуло его на убийство? Давайте посмотрим видеокадры, в каких условиях жил Раскольников. (Демонстрация отрывка из фильма.) Как видим, человек был до того задавлен нищетой собственной, окружающих, что это и послужило первым толчком к преступлению. Если бы он жил в Петербурге «небожителей», пришла бы ему на ум идея об убийстве? О чём может думать человек, существующий в «крошечной каморке», имевшей самый жалкий вид? «Отставшие обои жёлтого цвета» вызывают расслоение души, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Родиона — «неуклюжая большая софа», которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья.

П р о к у р о р. Это не оправдание. Многие так живут.

А д в о к а т. Да, многие, но Раскольников способен сочувствовать другим. Например, пьяной девочке, которой он отдаёт последние деньги, чтобы её отвезли домой. А сколько мучений принесло Раскольникову письмо матери? Возможно, к преступлению его подтолкнул услышанный в трактире разговор студента с офицером. Прошу, уважаемый судья, вызвать свидетеля-студента.

С у д ь я. Разрешаю.

С т у д е н т. Да, в разговоре с офицером я упомянул о старухе, глупой, бессмысленной, злой, никому не нужной. Говорил, что живёт она одна, «сама не знает для чего». А молодые свежие силы пропадают даром без всякой поддержки.

«За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от бедствий». Что значит на общих весах жизнь чахоточной, глупой старушонки? Убить старуху, взять её деньги не себе, а для умирающих от голода. И будет восстановлена справедливость. А что такого? Это же только слова.

П р о к у р о р. Всё это так, уважаемый адвокат, но почему-то вы умалчиваете об истинной причине, толкнувшей Раскольникова на преступление. Это верно: Раскольников не похож на обыкновенного убийцу. Я прошу, господин судья, позволить подсудимому разъяснить нам суть его теории.

С у д ь я. Прошу, подсудимый.

Р а с к о л ь н и к о в. Где-то полгода назад мной, студентом-юристом, была написана статья «О преступлении», в которой я рассматривал психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления и утверждал, что преступник испытывает состояние, похожее на болезнь — помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Также коснулся вопроса о преступлении, которое «разрешается по совести» и потому не может быть названо преступлением. Дело в том, что люди по закону природы делятся на 2 разряда: на низший (обыкновенных), на материал, служащий для зарождения себе подобных, и собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Первые склонны к послушанию, вторые — во имя нового, лучшего могут переступить закон и для достижения своей цели разрешить себе перешагнуть через кровь. Такое нарушение закона — не преступление.

П р о к у р о р. По-вашему, убийство совершается со справедливой целью — взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество? И преступления никакого нет, а есть элементарная арифметика: за тысячи спасённых жизней — одна жизнь ничтожной старухи, даже меньше одной жизни, ибо старуха вредна?

Р а с к о л ь н и к о в. Но я деньгами не воспользовался.

С у д ь я. Мы очень удивлены тем, что вы спрятали кошелёк и вещи под камень, не воспользовавшись ими. Кажется невероятным то, что вы ни разу не открыли кошелёк и не знали, сколько в нём денег.

А д в о к а т. Из этого всего следует, что преступление не могло иначе и случиться, как при временном умопомешательстве подсудимого, так сказать, при болезненной мономании убийства и грабежа, без дальнейших целей и расчётов на выгоду. Я вызываю свидетеля доктора Зосимова. (Входит Зосимов.) Скажите, в каком состоянии пребывал г-н Раскольников?

З о с и м о в. Я, Зосимов, его прежний товарищ, подтверждаю, что Раскольников находился более месяца в болезненном состоянии, я бы сказал в ипохондрическом состоянии. Да и хозяйка и прислуга это подтвердят.

А д в о к а т. Разрешите допросить ещё одного свидетеля, г-на Разумихина.

С у д ь я. Не возражаю. (Входит Разумихин.)

А д в о к а т. Что вы можете сказать о подсудимом?

Р а з у м и х и н. Я осуждаю его за некоторые взгляды на человечество, касаемо его гнусной теории. Но он любит мать, сестру, Соню. И его все любят. У него чистое и глубокое сердце, душа его уязвима. В бытность свою в университете из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых отцом умершего товарища, поместил старика в больницу и, когда тот умер, похоронил его.

А д в о к а т. И ещё один свидетель, г-н судья, это бывшая хозяйка, мать умершей невесты Раскольникова, вдова Зарницына. (Входит Зарницына.)

З а р н и ц ы н а. Когда мы ещё жили в другом доме, у Пяти Углов, Раскольников во время пожара из одной квартиры, уже загоревшейся, ночью вытащил двоих детей и был при этом обожжён. Многие жильцы подтвердят.

А д в о к а т. Самым искренним Раскольников был с Соней, дочерью погибшего Мармеладова. Ей он открыл душу. Я прошу разрешения допросить Соню. (Входит Соня.)

С у д ь я. Вам он признался в том, что именно могло склонить его к смертоубийству и что побудило его совершить грабёж?

С о н я. Мне тяжело судить Родю, потому что я сама грешница. Я пыталась оправдать его, объяснить себе причину, толкнувшую его на убийство. Но услышала ответ, потрясший меня. Он хотел Наполеоном сделаться, проверить: «тварь ли он дрожащая или право имеет» убивать! Убивать-то право? А жить-то, жить-то как? (Обращается к Родиону.) Жить-то с чем будешь?

Р а с к о л ь н и к о в. Может, я ещё человек? С у д ь я. Что именно побудило вас явиться с повинной?

Р а с к о л ь н и к о в. Чистосердечное раскаянье.

С у д ь я. Переходим к дебатам. Г-н прокурор, вам слово.

П р о к у р о р. Подсудимый не похож на убийцу. Следователь Порфирий Петрович говорил о нём «небезнадёжный подлец». Но права Соня, и я придерживаюсь мнения: «кто дал право убивать?».

Как жить-то будете дальше? Я требую, господин судья, чтобы подсудимый понёс наказание.

А д в о к а т. В теле моего подзащитного борются два сознания — циничное, низкое, преступное и доброе, отзывчивое, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона. Не поддаются описанию муки, которые испытывал Родион. Но он не сдаётся, не падает духом, а гордо молча несёт свой крест до конца. Сам же следователь сказал: «небезнадёжный

подлец». Прошу суд смягчить меру наказания.

С у д ь я. Подсудимый, вам слово.

Р а с к о л ь н и к о в. Тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.

С у д ь я. Суд удаляется на совещание. (В зале слышны крики «виновен, не виновен».) (Судья возвращается, оглашает судебный приговор.)

С у д ь я. Подсудимый Раскольников присужден к каторжной работе 2-го разряда: «на 8 лет, во уважение явки с повинной и некоторых облегчающих вину обстоятельств».

2. Демонстрация последнего кадра из кинофильма. Чтение учителем отрывка из эпилога: «…с высокого берега… их воскресила любовь…»

ІV. Итог урока

1. Заключительное слово учителя

— Будьте всегда людьми и оставайтесь человечными всегда, какие бы неудачи ни преследовали вас, потому что (как говорится в Библии) придёт время «собирать камни». Каждый из вас предстанет перед Богом, и тогда возникнет вопрос «были ли вы солнцем, которое все увидели, зря ли погибли ваши силы, кто виноват?». И в своей виновности не ищите оправдания: человек сам делает свой выбор. Помните, о чём предупреждает Достоевский: потеря христианских ценностей толкает на ложный путь, приводит к преступлению, а значит — к страданию.

2. Работа с эпиграфами

3. Выставление, комментирование оценок

V. Домашнее задание

1. Проанализировать семантику фамилий героев романа.

2. Составить цитатный «портрет» Петербурга (город — соучастник преступления?).

 

Категорія: Нестандартні уроки зарубіжної літератури | Додав: uthitel (27.02.2018)
Переглядів: 1062 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всього коментарів: 0
Имя *:
Email *:
Код *: