Урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс. - Зарубіжна література 10 клас - Старша школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Старша школа » Зарубіжна література 10 клас

Урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс.

Урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», 10 класс.

Тема: «Суд над Р.Раскольниковым»

Тип урока: ролевая игра

Цели урока:

  1. Проверить знание материала и усвоение романа. Показать, как ответственен человек за «идею», которой он руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных теорий и идей.

  2. Учить анализировать текст, сравнивать образы, сопоставлять художественную трактовку образов, обобщать и делать выводы. Развивать актерские навыки учащихся. Развивать связную монологическую речь.

  3. Формировать нравственную позицию старшеклассников.

Оборудование: атрибуты зала судебных заседаний

-судейские мантии;

-молоток судьи;

-костюмы свидетелей;

-мультимедийное оборудование для слайд-шоу.

Ход урока:

Секретарь:Всем встать, суд идет!

(судья и присяжные заседатели садятся, потом все остальные).

Судья:Сегодня на заседании Петербургского городского суда рассматривается дело бывшего студента Петербургского университета Родиона Раскольникова по обвинению его в убийстве коллежской секретарши Алены Ивановны и ее сестры Елизаветы Ивановны и ограблении оных.

Прокурор(обвинительная речь. Указать все уязвимые места теории Раскольникова).

Судья:Верно, ли я понял(а), господин прокурор, Вы считаете, что преступление, которое совершил господин Раскольников, не бунт, а жажда власти, ненасытное тщеславие?

Прокурор:Да, именно так я считаю.

Судья:Заслушаем показания свидетелей со стороны обвинения.

(Прокурор передает список свидетелей Секретарю)

Секретарь:Приглашается свидетельница Настасья Петровна, прислуга в квартире, где снимал комнату господин Раскольников.

Настасья Петровна: клянусь говорить правду и только правду, ничего кроме правды.

 

Прокурор:(задает вопросы, например): Как давно вы знаете господина Раскольникова? Не замечали ли вы чего-нибудь странного в поведении? В чем выражались эти странности?

Адвокат:Господин судья, можно задать вопрос свидетельнице?

Судья:Пожалуйста, господин адвокат.

Адвокат:Что вы можете сказать о господине Раскольникове? Что это за человек на ваш взгляд?

Судья:Удовлетворены ответом, господин адвокат? Прошу сесть свидетельницу.

Секретарь:Приглашается свидетель Микола Маляр, который занимается ремонтом квартиры на 2 этаже.

И так далее.

Реплики Судьи:- Есть вопросы к свидетелю…?

- Вы свободны. Пригласите следующего

- Удовлетворены ли Вы ответом…?

- Протест принимается (отклоняется). Продолжить.

Реплики Адвоката:- Не могли вы уточнить детали?

- Господин судья, позвольте вопрос свидетелю.

- Протестую. Господин Лужин находится с обвиняемым, мягко говоря, в конфликте.

Судья:Слово предоставляется защите.

Адвокат:Держит речь. Его выступление страстно, эмоционально, доказывает, что только исключительные обстоятельства могли привести его столь трагическим поступках).

Судья: Заслушивает показания со стороны защиты.

(Та же схема. Секретарь вызывает свидетелей по списку, переданному заранее адвокатом; свидетели клянутся на Библии, адвокат задает основные вопросы, прокурор пытается «подловить» свидетелей; судья руководит).

Адвокат:У меня все, господин судья.

Секретарь:Для дачи показаний приглашается обвиняемый, господин Раскольников.

(перекрестный допрос Раскольникова).

Судья:Выслушав обе стороны, суд удаляется на совещание.

(судья и присяжные заседатели уходят и выносят решение):

  1. Виновен или невиновен

  2. Оценивают по 5-бальной школе всех.

Секретарь:Встать, суд идет!

Судья:Суд проходил по нравственным законам, ибо совершенно преступление, лишившее жизни двух человек, неважно в данном случае каких, главное – цена человеческой жизни! Теория же господина Раскольникова, разрешающая кровь по совести - бесчеловечна. Зло, насилие, жестокость ни в какие времена не оправдать!

1 Присяжный заседатель:

Как бы не просили бы,

Не грозили

И не ругали бы исступленно,

И все равно бы в Музее Человека

На самое видное место

Положили топор

Раскольникова Родиона.

Чтоб и старый и малый глядели

На окровавленный обух,

Чтоб в глубине глаз никогда

К силе слепой, вероломной

Гнева огонь не гас

Да что топор,

Террористическая бомба…

Хоть стань в пространстве

Со звездами вровень,

Все равно никак, никогда

Не уменьшить цены

Человеческой крови.

2 Присяжный заседатель:Эти стихи написаны нашим современником, белорусским поэтом Дашкевичем. Какие идеи романа «Преступление и наказание» Дашкевич считает современными? Почему? В чем вы видите проявлении этих идей?

 

Судья:Заключительное слово предоставляется автору романа господину Достоевского.

Достоевский:Вы живете в сложное, драматическое время, когда в мире льется кровь направо и налево. Как часто затирается ее цена! Но нельзя, что бы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утвердилось право на собственную избранность, исключительность, раскольническое право на насилие. Условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен жить вечными заповедями: «Не убей!», «Не укради», «Возлюби ближнего как самого себя». Человек должен воспитывать в себе совесть.

Я учил вас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Я твердо знаю, что каждый должен иметь Бога в душе. Бог в буше - это основа нравственности для каждого из нас. Бог в душе – это та свеча совести, которая изначально горит в каждой человеческой душе. Нельзя, Ника нельзя допустить, что бы эти свечи погасли! И поэтому вечно мое утверждение что «Мир спасет красота и любовь». У меня все господа.

Судья:Решением Петербургского городского суда господин Раскольников признается виновным в совершении тяжкого преступления: убийстве Алены Ивановны и Елизаветы Ивановны и разработке (попытке воплотить в жизнь) антигуманной, бесчеловечной теории. Также суд присяжных признает более действенной тактику ведения судебного разбирательства у (защиты, обвинения). В связи с этим суд постановил оценить выступление участников следующим образом:

  1. Господин Раскольников – «5» («4», «3», «2»)

  2. Господин прокурор- «5» («4», «3», «2»)

  3. Господин адвокат - «5» («4», «3», «2»)

Возможные вопросы к свидетелям:

  1. Как давно вы знаете господина Раскольникова?

  2. Знали ли вы о преступлении господина Раскольникова?

  3. Не замечали ли вы чего-нибудь странного в его поведении?

  4. В чем выражались его странности?

  5. Расскажите о ваших взаимоотношениях в семье.

  6. Как и при каких обстоятельствах, вы узнали о преступлении господина Раскольникова?

  7. Считаете ли Вы, что Ваш брат совершил преступление ради Вас и Вашей матери?

  8. Знали ли вы, что ваш друг закладывает вещи у Алены Ивановны?

  9. Знали ли вы, что ваш друг оставил университет, бедствует, потерял все уроки?

  10. Могли бы вы предположить, что господин Раскольников способен совершить преступление?

  11. Считаете ли вы его преступником?

  12. Рассказывал ли вам господин Раскольников о своей теории?

  13. В деле об убийстве есть Ваши показания о разговоре с Раскольниковым. Не могли бы вы припомнить суть Вашего разговора?

  14. При каких обстоятельствах вы познакомились?

  15. В каких отношениях состояли?

  16. В беседе со мной вы утверждали, что господин Раскольников много помогал Вам, был добр и отзывчив, и даже выручил вас из неприятной истории. Нельзя ли уточнить все эти детали?

  17. Почему вы, зная о совершенном преступлении, не сообщили властям?

  18. Что вы, господин Лужин, знали о Раскольникове до встречи с ним? Какие впечатления на вас он произвел?

  19. (доктор) Считаете ли вы, что убийство совершено господином Раскольниковым в здравом рассудке?

  20. (Кох)Знали ли Вы коллежскую секретаршу Алену Ивановну? Что можете о ней сказать? С какой целью вы шли в день убийства к Алене Ивановне?

  21. (Раскольников) Какое место в вашей теории занимает Лизавета? Почему она стала жертвой?

  22. (Раскольников) Почему Вы не воспользовались деньгами и даже отнесли их подальше от своей квартиры, ведь в сущности, вам ничего не грозило?

  23. (Раскольников) Что заставило Вас пойти с повинной?

  24. (Раскольников) Разделяете ли вы взгляды социалистов?

  25. (Раскольников) Опустили бы вы топор на свою мать, сестру, окажись они на месте Лизаветы в момент убийства старухи?

Категорія: Зарубіжна література 10 клас | Додав: uthitel (28.03.2015)
Переглядів: 777 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: