Головна » Статті » Середня школа » Всесвітня історія 9 клас

США в останній третині ХІХ ст.
9 класс
урок 18
Тема. США в последней трети XIX в.
Цель: объяснить причины экономического подъема страны ; осветить основные направления социально - экономического и политического развития США в последней трети XIX в . ; ознакомить с направлениями территориальной и экономической экспансии США ; способствовать формированию умения высказывать суждения относительно исторических событий и деятелей, развивать речь, память, мышление; воспитывать уважение к историческому прошлому
Тип урока: комбинированный.

Ход урока.
I. Актуализация знаний учащихся
Какое государство лидировало в экономическом развитии до середины XIX века? (Великобритания)
С какими факторами связана утрата мирового лидерства Великобританией?
ІІ . Мотивация учебной деятельности
На рисунке зашифровано высказывание - вам необходимо прочесть. Кто быстрее прочтет фразу и объяснит, кем и в связи с чем она была произнесена?

(«Если рабство не зло, то зла в мире вообще нет» Авраам Линкольн, 16 президент США)
 Чем завершилась гражданская война в США?
 Каким образом ликвидация рабства способствовала экономическому росту США ?
Между двумя большими войнами - Гражданской и Первой мировой - США превратились из сельскохозяйственной в индустриальную страну с большими и многочисленными городами, огромным количеством фабрик и заводов, трансконтинентальными дорогами. В новый , ХХ век, США вступили как самая развитая страна мира.
 Проблемный вопрос, на который мы сегодня будем отвечать –Как США превратилось в мировую державу?
ІІІ . Изучение нового материала
1.Особенности экономического развития
 Почему и сейчас многие люди стремятся попасть в США?

Следует также отметить, что в США не существовало сослов¬ных ограничений и ничто не сковывало личную инициативу чело¬века. К этому присоединялись черты личности, воспитанные пу¬ританской моралью: трудолюбие и бережливость, а также американский принцип «помоги себе сам». Любой ребенок наизусть знал стихи:
Трудись, не бойся, мальчик мой,
Смотри в лицо работе смело:
Скромны пусть молот иль кирка -
Ты не красней за свое дело.

Иностранцы отмечали: «Америка, кажется, единственная стра¬на, в которой человек испытывает стыд, если у него нет никако¬го дела».
 Как характеризует американцев это выражение?
После завершения Гражданской войны 1861-1865 гг. и реконструкции 1865-1877 гг. Для Соединенных Штатов наступил период стремительного экономического подъема. В течение последних десятилетий XIX в. США превратились из преимущественно сельской республики в индустриально-аграрную урбанизированную государство.
Работа с сравнительной таблицей (презентация)
В 1860 по объему промышленной продукции США находились на четвертом месте в мире, а в середине 1890-х гг. они уже вышли на первое место, оставив далеко позади себя развитые страны Европы
 Добыча угля выросла в 15 раз - с 18 млн т. В 1860 до 270 млн т. В 1900,
 Добыча нефти начался в 1859 г.. С 2 тыс. Баррелей, достиг 64 млн баррелей в 1900 г.. В 1902 г.. США вышли на первое место в мире по объему добычи нефти.
 Выплавка чугуна выросла в 17 раз - с 821 тыс. Т. В 1860 до 13800000 т. В 1900, а производство стали в 150 раз - с 68 тыс. Т. В 1870 до 11 2 млн т. - 40% мирового производства.
 Протяженность железных дорог возросла до 193 тыс. Миль, превысив общую длину железных дорог всех стран Европы.
 Количество людей занятых в сельском хозяйстве в течение 1860-1900 гг. увеличилось с 6,2млн. Человек до 10,6млн., А общее количество фермерских хозяйств возросло с 2 млн. До 5,8млн. (В 1900 США давали 23% всего мирового сбора пшеницы)
 Построение на реке Ниагара первой в мире гидроэлектростанции (1882 г.). Завершение строительства первой трансконтинентальной железной дороги (1869 г.) - Стремительное увеличение количества железнодорожных путей.
Быстрый и бурное экономическое развитие США в последней трети XIX в. объяснялся разными причинами
Предположите основные факторы экономического роста США:
-ликвидация рабства, развитие фермерского хозяйства
-наличие огромных природных богатств
-освоение новых территорий
-протекционизм
- развитие внутреннего рынка
-накопление капитала
-рационализация производства
-иммиграция
- внешнеполитический и географический факторы
- демократическая система США, дававшая широкий простор инициативе личности

В 90 - х гг XIX в. в американской промышленности наблюдается процесс концентрации производства и образования монополий . Когда одна за другой отрасли промышленности попадали в руки небольших групп предпринимателей , не брезговавших никакими методами для достижения полного господства над этими отраслями.Развитие монополий привело к разорению мелких и средних предпринимателей.
 Что такое монополия? Виды монополистических объединений?
 Почему в США происходит монополизация производства?
Перечисляем наиболее крупные тресты в США: Рокфеллера, Моргана, Форда, Карнеги. Делаем вывод, отвечая на проблемный вопрос:
- внедрение новой техники в условиях жесткой конкуренции , когда новую технику могут внедрить только крупные предприятия , а другие разоряются;
- монополии подчиняет себе все отрасли промышленности и для господства использует любые методы;
- после выводов легко объяснить внутреннюю и внешнюю политику США того периода – чувствуется политика влияния монополий.
Работа с карикатурами на монополии в США –
• Посмотрите на время создания карикатуры. Какому событию и какому времени она посвящена?
• Узнаёте ли вы персонажей? Почему? Если это реальные фигуры – назовите их и ту роль, какую они играли в то время и в тех событиях, которые сопровождали появление карикатуры.
• Определите, какие символы использовал художник? Почему он к ним обратился?
• Какое отношение к персонажам – положительное или отрицательное – выражает карикатура?
• Как интерпретирует карикатура персонажей? Согласны ли вы с ней?
• Каковы идеи и политическая позиция автора? Как бы вы их определили?
• Что вы знаете из других источниках о событиях, которым посвящена карикатура? Как ваше знание взаимосвязано с тем, что вы узнали, благодаря карикатуре?

Многие корпорации превратились в монополии. Но над всеми корпорациями США возвышались фигуры Рокфеллера и Морга¬на — владельцев крупнейших трестов в стране. В 1879 г. при¬надлежащая Рокфеллеру компания «Стандарт Ойл» распоряжалась 90—95% очищенной нефти. Рокфеллеру удалось договориться с владельцами железных дорог об установлении низких тарифов на перевозку грузов его компании, и это облегчило борьбу с кон¬курентами. В 1882 г. «Стандарт Ойл» была преобразована в трест, объединивший 14 компаний. И еще 26 компаний оказались под его контролем.
Появились тресты-монополии и в других отраслях промышлен¬ности: угольной, газовой, медной, сталелитейной, электротехниче¬ской и др.
Всемирно известными трестами стали в металлургиче¬ской промышленности «Стальной трест Карнеги» и «Стальной трест Моргана», в автомобильной — «Форд», «Дженерал Моторс» и «Крайслер». Эти трес¬ты давали 80% всей продукции автомобилестроения.
2. Политическая жизнь. Создание антимонопольного законодательства.
В последней трети XIX в. в США утвердилась республика президентского типа. Централь¬ной фигурой политической жизни страны и главой исполнитель¬ной власти являлся президент, выбираемый всем народом. С го¬дами президентская власть стала усиливаться.
В стране существовала двухпартийная система. Республикан¬скую партию поддерживали предприниматели, фермеры, рабочие. В конгрессе республиканцы выступали за высокие ввозные пош-лины, чтобы защитить американскую промышленность от конку¬ренции. Демократы опирались на крупных землевладельцев Юга и защищали низкие ввозные пошлины.
Борьба между партиями прежде всего была борьбой за «теп¬лые места»: за кресло губернатора, должность шерифа, прокуро¬ра или кого-либо еще. В стране имелись сотни тысяч выборных должностей, и огромное число чиновников получали посты после победы их партии
работа с карикатурами (Борьба за избирателя; Правление монополий)
В условиях монополизации экономики государство должно защищать интересы мелких предпринимателей. В 1890 г. был принят закон Шермана .
Работа с документом
Закон об охране производства и торговли от незаконных осложнений и монополий 2 июля 1890
1 . Любой договор или соглашение в форме треста или в иной форме , который усложняет торговую и производственную деятельность , как и любой подобный заговор извне какого-либо одного штата , а также с зарубежными организациями , отныне объявляются незаконными. Любое лицо , участвующее в такого рода договоре , соглашении , заговоре , считается правонарушителем и , будучи признанной виновной в судебном порядке наказывается штрафом до пяти тысяч долларов или заключением сроком до одного года , или обоими указанными наказаниями по решению суда .
2 . Любое лицо , разоблаченное в создании или в попытке создания монополии , в соглашении , в сговоре с другими лицами с целью монополизации любого вида торговой или производственной деятельности за пределами какого-либо одного штата , а также с зарубежными , считается совершившим правонарушение , и , будучи признанным виновным в судебном порядке , наказывается штрафом до пяти тысяч долларов или заключением сроком до одного года , или обоими указанными наказаниями - по приговору суда ...
Хрестоматия по новой истории: Второй период : Пособие для учителя / Сост . П. И. Остриков и др. - М. : Просвещение , 1993 . - С. 116.
Вопросы
1 . Каким образом закон боролся с монополиями ?
2 . Этот закон часто использовался против рабочих профсоюзов. Найдите в законе формулировка , которое позволяло судьям это делать. ( «Заговор , что затрудняет торговую и производственную деятельность ...»)
3.Рабочее движение
В условиях бурного экономического развития последних десятилетий XIX в., особенно индустриализации страны, быстрыми темпами росла численность рабочего класса. Если в 1870 г.. в промышленности и транспорте работало 3,8млн. рабочих то через 30 лет их количество возросло до 9,4млн., Более 50% которых составляли эмигранты. Возрос удельный вес рабочих, работавших на крупных предприятиях новых отраслей производства, в производстве средств производства, в металлургии, железнодорожной деле.
1877 Первая в истории США общенациональная забастовка железнодорожников
1881 Федерация организованных тред-юнионов и рабочих союзов Соединенных Штатов и Канады, через пять лет переименована в Американскую федерацию труда
1 мая 1886 Демонстрация в Чикаго расстреляна полицией
День международной солидарности трудящихся - праздник, отмечаемый в 142 странах, в том числе в Украине. В Украине 1 и 2 мая ежегодно объявляются выходными днями. 14 июля 1889, после доклада американских делегатов о рабочем движении в США, Парижским конгрессом было принято решение об организации «интернациональной демонстрации, когда во всех странах и городах в один определенный день трудящиеся массы выйдут на улицы с требованием официального сокращения рабочего дня до 8:00 ». Днем для проведения демонстрации было выбрано 1 мая.
4.Расовая политика.
Знакомство понятиями – расовая дискриминация и сегрегация учебник с. 212
Работа с документом в учебнике с. 212 - поправки 14 и 15 к Конституции США
«Окончательное решение» индейского вопроса. Вы знаете, что со второй четверти XIX в. давление на индейские пле¬мена усилилось. Кто только не вторгался в их земли! Золотоис¬катели, фермеры, строители железных дорог — все внесли свой вклад в разрушение их традиционного образа жизни.
После Гражданской войны правительство стало проводить про¬тив индейцев регулярные военные экспедиции. Солдаты оттесня¬ли их в пустыни, сжигали поселки, убивали стариков, женщин, детей. В ответ индейцы поднимали восстания. Но силы были не¬равны. Последняя битва состоялась 23 декабря 1890 г., после чего потерпевших поражение индейцев загнали в особые терри¬тории, получившие название «резервации».
В поисках своего пути. Обретя свободу, черные аме¬риканцы не обрели равенства. В стране отменили рабство, но официально ввели раздельное существование белых и черных. Школы, церкви, транспорт и даже кладбища — все было раз¬дельно. Расизм господствовал в повседневной жизни. Особенно нестерпимым оставалось положение чернокожих на Юге, и Се¬вер оттуда виделся им убежищем. Многие уходили в северные штаты и находили работу на промышленных предприятиях.
В конце XIX в. среди негритянского населения появился ряд организаций, поставивших перед собой цель добиться улучшения положения негритянского населения. Некоторые из них видели
IV . Закрепление изученного материала
Беседа за вопросами
1 . Назовите факторы, которые способствовали тому, что США превратилось в мировую державу
2 . Как вы считаете, как повлияла конкурентная борьба монополий на повседневную жизнь рядовых американцев?
3. Запишите в таблицу соответствующие номера терминов и утверждений

Экономическое развитие Политическое развитие


1. «Стандарт ойл», 2. Резервация 3. Трест 4.президентская республика 5. Чикагская забастовка
6. Рокфеллер 7. Антитрестовский закон 8.власть партийных боссов 9.совершенствование организации производства 10. Закон о гражданских правах 11. АФТ

V. Домашнее задание
1 . Прочитать соответствующий параграф учебника .(18)
2 . Подготовить сообщение А) о городах, ставших центрами американской промышленности;
Б) о внешней политике Российской империи во 2 половине ХІХ в.
Категорія: Всесвітня історія 9 клас | Додав: prokopesh (28.01.2017) | Автор: Прокопець Галина Леонідівна E
Переглядів: 160 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: