А.С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмил" - Зарубіжна література 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Зарубіжна література 5 клас

А.С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмил"
А.С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмил"
Цели: познакомить ребят с Прологом к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Дать широкую картину мира на основе науки и литературы как искусства.
Развивать технику выразительного чтения на основе интереса к чтению, к данному произведению, учить детей читать литературу разных видов.
Приобщать детей к искусству художественной литературы как к искусству слова.
Прививать устремленность к духовности.
Оборудование: Портрет А. С. Пушкина. Портрет Арины Родионовны.
Репродукция картины худ. Ильина 1949 г. “Пушкин и няня”.
Поэма “Руслан и Людмила”.
Рисунки детей.
Подсвечник, свечи.
Таблицы с литературными терминами.
№ 1. Пролог – один из видов вступления в литературном произведении: введение, знакомящее читателя с событиями, предшествующими событиям, изображенным в произведении, или общим замыслом автора.
№ 2. Инверсия (от лат. inversion – перестановка) – оборот поэтической речи, заключающийся в необычном порядке слов.
Ход урока
I. Дети поют песню «Наш Пушкин»
Хоть и нет давно тебя среди живых
Ты живёшь и в сказках, и в стихах своих
Знаем, что любил ты город Петербург
Пушкин – наш поэт,
Наш очень близкий друг.

Мы к фигуре бронзовой твоей придем
И к ногам букеты бережно кладём
Посещает ли нас радость или грусть
Мы твои стихи читаем наизусть

Со старухой у корыта погрустим,
У Руслана и Людмилы погостим
Эту нашу песню о тебе поём,
Гордостью России мы тебя зовём.

Сообщение темы и целей урока
Поэт Николай Доризо сказал:
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу. (Н. Доризо.)

И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти. Я зажигаю свечу. Ведь пока горит ее огонь, зажженный в память кого-либо, душа этого человека как бы присутствует рядом.
Эпиграфом же к сегодняшнему уроку мне бы хотелось взять слова самого поэта.
На доске:
Вечером слушаю сказки –
и вознаграждаю тем недостатки
проклятого своего воспитания. (А. С. Пушкин)
(из письма к брату из Михайловской ссылки)
- Кто же рассказывал А. С. Пушкину сказки в Михайловском?
Что сказки? –
Вымысел один,
Скорее детям для острастки.
Но малолетний господин
В них видел более, чем сказки.
А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой –
Он понимал:
Там русский дух!
Там Русью пахнет! И – свободой.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала,
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Я прочитала вам строчки из стихотворения Т. Веселовского “Арина”.
- Давайте поговорим о том, как “дитя господское” и крепостная крестьянка относились друг к другу?
- И Арина Родионовна очень любила А. С. Пушкина. Строчки из ее письма Пушкину прочитает…
(подготовленный ученик):
“Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас… Я вас буду ожидать и молить бога, чтобы он дал нам свидеться… Приезжай, мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю. Остаюсь вас много любящая няня ваша Арина Родионовна”.
- Кучер Пушкина вспоминал: “он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже и бежит ее глядеть: “Здорова ли, мама, - он ее все мама называл. А она ему на распев “Батюшка ты, за что меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?” - “Разумеется, ты мне мать”.
( зажигаю вторую свечу)
Я хочу зажечь вторую свечу в память о той, которая воспитала в поэте русскую душу, его русский дух, ввела в прекрасный мир русского фольклора: народных песен, пословиц (ее речь так и сыпала пословицами, поговорками) и сказок.
- А какие стихотворения, посвященные няне Пушкина, вы знаете?
Няня Пушкина
Саша Чёрный

На стареньком диване
У мёрзлого окна
Дремотный голос няни,
Как плеск веретена.
В руках мелькают спицы,
Трясётся голова,
И вьются небылицы –
Волшебные слова:
Про лешего Антипку,
Про батрака Балду,
Про золотую рыбку,
Про кузнеца в аду…
Зарделось в зале лето,
Шумит-шуршит травой.
В простенке тень поэта
С курчавой головой…
А кот всё горбит шубу,
Не тот ли это кот,
Что был прикован к дубу
У синих-синих вод?
«Распелась… Вот чечётка!
Смотри, в саду - светло».
И крестит няня кротко
Любимое чело.
Чтение наизусть стихотворения «Няне» Пушкина
(Чтение наизусть стихотворения “Арина Родионовна” Н. Доризо)
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.

Трудилась,
Господа не гневала,
Жила, как все…
Вставала рано.
Но без нее,
быть может,
не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. — Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб...»1
II. Вот сейчас мы с вами отправимся в гости к Руслану и Людмиле.
- А кто прочитал всю поэму?
- О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об
их приключениях и счастливом конце.)
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней, пролог - в 1824.
- Что такое пролог (обращение к таблице)
Чтение пролога учителем
- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив.
Представление иллюстраций.

Как нужно читать это стихотворение?
ІІІ. Работа над выразительным чтением
Учитель читает по столбикам
Попробуем прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Пушкин начинает его с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
1) У лукоморья дуб зеленый
(обратите внимание: нарушен порядок слов; определение – после определяемого слова)
ИНВЕРСИЯ – (чтение с доски табл. № 1)
Такая необычная расстановка слов останавливает внимание, выделяет, подчеркивает их, придает речи особую выразительность. Воображение рисует образ.
Златая цепь на дубе том
(церковнославянизм используется для создания высокого стиля;
эпитет золотой – любимый эпитет няни)
И днем и ночью кот ученый
(т. е. постоянно беспрестанно! —>Передайте это голосом)
Все ходит по цепи кругом;
(логическое ударение, выделим голосом это слово)
Идет направо // - песнь заводит,
пауза
Налево // - сказку говорит.
(пауза, ожидание чуда: что же будет? Передайте голосом при чтении).
1) С. /р. детей. Чтение про себя, работа над выразительным чтением.
2) Чтение вслух (кто хочет).
Там чу-де-са: там леший бродит
Закройте глазки. Послушайте. Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки.
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
(Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним не ходил)
Следы невиданных зверей
(Вздох удивления. Что передадим голосом? Таинственность: этих зверей никто не видел).
Избушка там на курьих ножках
(уменьшительно-ласкательные суффиксы —> читаем с улыбкой).
Стоит без окон, без дверей.
(использование из. средств народного фольклора).
1) Самостоятельная работа детей. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением.
2) Чтение вслух (кто хочет)
3) Там лес и дол видений полны;
- создадим звуковой образ этой строки
[ Э О Э О]
- транскрипцию ударных гласных попробуем пропеть. Что слышится, представляется? – простор, бескрайность русской природы —> покажем это голосом.
Там [О] заре прихлынут волны
Кто попадал под волну? Какое ощущение?
Дух захватывает —> передадим это голосом.
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
(брег, чредой – старославянизмы —> придают речи торжественность.
Как читаем? С каким чувством? —> с гордостью, любуясь!)
4) Чтение следующих 10 строк.
(Какие сказки вспоминаем?)
5) Там русский дух… Там Русью пахнет!
(Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом)
Учитель: У поэта русский дух – духовный мир народа, понимание народом прекрасного, как доброго.
6) Самостоятельное чтение последних шести строчек.
Что напоминают последние строчки?
- концовку русских народных сказок.
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Кто “под ним сидел”? – А. С. Пушкин.
Прослушивание звукозаписи «Пролога» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца.
7) Выразительное чтение пролога детьми.
Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
Итог урока.
- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились?
- Что особенно вам понравилось?
(Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.)
Рефлексия «Цветок настроения»
- Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.
Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.
Выставление оценок.
Домашнее задание: выразительное чтение наизусть «У Лукоморья дуб зелёный»
Категорія: Зарубіжна література 5 клас | Додав: nadezhdatrakalyuk (03.04.2015) | Автор: Тракалюк Надежда E
Переглядів: 1507 | Рейтинг: 1.5/2
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: