Урок № 9 Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Дом, в котором мы - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 9 Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Дом, в котором мы

Урок № 9

Гласные и согласные звуки, их произношение и обозначение на письме.
Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Дом, в котором мы живем»

Цель: сформировать у школьников представление о гласных и согласных звуках, понятии сильной и слабой позиции; дать представление о произношении гласных звуков, в том числе и в заимствованных словах, о произношении согласных звуков; совершенствовать навыки работы со словарём; развивать речь учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся различают сильные позиции для гласных и согласных звуков, соблюдают нормы русского литературного произношения в устной речи, правильно произносят слова с гласными в слабых позициях; верно произносят заимствованные слова, знают написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне и суффиксах, приводят примеры; пополнили словарный запас по изучаемой теме, анализируют художественный текст.

Оборудование: учебник, орфографический словарь

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

 (Слушание 2–3 творческих работ.)

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о сильных и слабых позициях для гласных. Ещё мы узнаем о том, какие качественные изменения происходят со звуками в слабой позиции, касаются ли эти качественные изменения всех гласных звуков или только некоторых из них.

В русском языке есть заимствованные слова. Произношение этих слов имеет особенности.

Сегодня мы также обратим внимание на произношение некоторых согласных звуков, которые звучат по-другому в украинском языке.

III.      Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Гласные звуки.

Звуки, при образовании которых воздух из гортани проходит свободно, называют гласными: а, э, и, о, у, ы. Они состоят из голоса.

2)   Согласные звуки.

Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Они состоят из одного шума или из голоса и шума.

В русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, служащих для их обозначения.

3)   Что такое сильная и слабая позиция?

Звуки в речи произносятся не изолированно. В потоке речи они оказываются рядом друг с другом, что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения.

Позиции, в которых оказывается тот или иной звук бывают сильными (звук чётко слышен) и слабыми (звук произносится нечётко).

Сильной для гласных звуков является ударная позиция. Однако и в безударной позиции не все звуки подвергаются изменениям: ы, у в любой позиции чётко слышны. Остальные гласные звуки подвергаются изменениям в безударной позиции.

Сильной позицией для согласных звуков является местоположение перед гласной и сонорными согласными. Тогда они не меняют своего качества: собака (все согласные чётко выговариваются), срыв (не [з]рыв).

Слабые позиции для согласных:

— конец слова: сев — се[ф];

— перед глухой согласной (происходит оглушение): всё — [ф]сё;

— перед звонким согласным (происходит озвончение): сбит — [з]бит;

— перед мягкими смягчаются твёрдые звуки: гость — го[с’т’].

4)   Произношение гласных звуков в заимствованных словах.

В русском языке есть слова иностранного происхождения. В этих словах буква е обозначает под ударением звук э, который стоит после мягкого или твердого согласного. Единого правила, как произносить предшествующий согласный, нет. Сравните: [т’э]кст, шо[с:э].

Буква е, стоящая в безударной позиции, обозначает звук, близкий к [и]: в[и]стибюль, д[и]мократия.

5)   Различия в произношении согласных звуков в украинском и русском языках.

В русском языке 36 согласных звуков. Большинство из них произносятся так же, как и в украинском языке.

В произношении некоторых звуков есть различия. В русском языке звуки [ж], [ш], [ц] всегда произносятся твёрдо: ц[ы]рк, ш[ы]рина, ж[ы]знь.

Звуки [ч’] и [ш:’] всегда в русском языке произносятся мягко: [ч’]ай, по[ш:’]ада.

В русском языке щ произносится как долгий мягкий — [ш:’].

В русском языке звук [г] произносится очень кратко, со взрывом и участием голоса: [г]ласный, [г]лянец. В украинском языке этот звук произносится иначе, без взрыва: г[h]олова. Исключение составляет группа слов, в которых произносится взрывной [г]: ґ[г]анок.

2.   Беседа с учащимися.

— Объясните, почему я, ю, е, ё — это буквы, а не звуки.

— Гласные в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции. Что это значит?

— Какие гласные произносятся на месте выделенных букв в безударных слогах?

— Какие гласные качественно не меняются, а какие произносятся иначе, чем обозначаются на письме?

— Какую позицию звука можно назвать сильной, а какую слабой?

3.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

  • IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Акцентологический практикум.

Поставьте ударение в словах. Как называется позиция звука под ударением? (Слова — на доске.) Подчеркните буквы, обозначающие звуки в слабой позиции. Устно прокомментируйте, происходит ли качественное изменение звуков.

Магазин, крапива, хозяин, картофель, волна, высота, рука, фонетика, кораблик, сентябрь, колонна, берёза.

2.   Фонетический практикум.

  • 1)   Запишите звуковой состав данных слов.

Совет, урок, роман, журнал, города, громко, сестра, молоко.

  • 2)   Подберите и запишите односложные слова с гласными а, о, и, ы, у. Обозначьте в них гласные звуки.

3.   Наблюдения над языковым материалом.

  • 1)   Прочитайте вслух записанные на доске слова, правильно произнося гласные звуки в безударной позиции. Запишите звуковой состав выделенных слов.

Ведро, весна, корова, гроза, пушка, костры.

  • 2)   Прочитайте вслух данные слова. Запишите их в тетрадь. Запомните особенности их произношения.

С мягким согласным перед е: фанера, газета, музей, монета, крем, берет, буфет, кофе, бухгалтер, текст, тема, депутат, академия, одеколон, Одесса, рельс, рейд.

С твёрдым согласным перед е: антенна, ателье, кафе, теннис, термос, партЕр, модель, шоссе, купе, пюре, туннель, протез, фонетика.

4.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

5.   Орфоэпический практикум.

6.   Перевод.

7.   Словарный диктант.

Запишите слова, затем, повторите каждое слово вслед за учителем, правильно произнося звук [г].

Галстук, горы, гордый, гулкий, погода, загореть, гудок, гости, голубь, гараж, гнездо; глобус, гранит, благодарность, гвоздь, главный, магнит, громкий, грозный, огни, гном, разгром.

  • V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

  • VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

  • VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Сколько в русском языке гласных звуков? букв, обозначающих гласные?

— Как образуются гласные звуки?

— Как образуются согласные звуки?

— Какую позицию гласного звука называют слабой? Почему?

— Что происходит с гласным звуком в слабой позиции? Приведите пример.

— Все ли звуки качественно изменяются в слабой позиции? Какие звуки не изменяются?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (05.10.2014)
Переглядів: 1364 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: