Урок № 6 Исконно русские слова - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 6 Исконно русские слова

 

Урок № 6

Исконно русские слова

Цель: ознакомить учащихся с путями обогащения словарного запаса языка; развивать речь школьников

Ожидаемые результаты: учащиеся опознают заимствованные слова, разграничивают слова заимствованные и исконно русские.

Оборудование: учебник, этимологический словарь

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Чтение и объяснение цитаты.

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,— значит оскорблять здравый смысл и здравый вкус. (А. Герцен)

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

План лекции учителя

1)   Общеиндоевропейские слова.

2)   Общеславянские слова.

3)   Восточнославянские слова.

4)   Общее наречие времен Московского государства.

5)   Функции собственно русской лексики.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

3.   Работа со словарем.

(При выполнении упражнения учащиеся пользуются этимологическим словарем.)

Объясните происхождение данных слов, назовите, к какой группе лексики они относятся.

Багор, базар, бездна, безымянный, бондарь, борода, борьба, брат, булыжник, бульвар, бурьян, воевода, вихрь, вишня, воз, горох, кочерга, просо, пшеница, сестра.

4.   Перевод на украинский язык.

Переведите на украинский язык. Выберите слова, общие по значению и близкие по звучанию в русском и украинском языках. Определите собственно русские слова. Назовите слова в обоих языках, близкие по звучанию, но различные по значению.

Дурно, жажда, жалоба, живот, жить, журавль, запамятовать, земля, землянин, знак, зодчий, идеал, изморозь, кликать, коллективный, кочевник, лавка, литейщик, луна, мальчик, неделя, народ, обличье, память, пачка, старец.

5.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

6.   Работа со словарем.

1)   К приведенным ниже исконно русским словам подберите однокоренные слова, старославянские по происхождению. Укажите, имеют ли они различие в значении в современном ­языке.

Борода, волосы, ворота, город, голос, дорогой, норов, однажды, один, порох, смородина, сторож, горожанин.

2)   Пользуясь этимологическим словарем, определите происхождение данных слов. Объясните их значения (фонетическое, лексико-семантическое, стили­стическое) и укажите разницу между ними.

Борозды — бразды, голова — глава, волочить — влачить, короткий — краткий, крыша — кров, межа — между, могучий — могущественный, молоко — млеко, молочный — млечный, сторона — страна, хоронить — хранить, чужой — чуждый.

7.   Работа с текстом.

Выпишите из текстов старославянизмы.

В стенах Петровских протекает,
Полна веселья, там Нева,
Златой порфирою блистает,
Покрыта лаврами, глава…

(М. Ломоносов)

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

(Ф. Глинка)

  • IV.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

  • V.  Итог урока

Беседа с учащимися.

— С чем, по-вашему, связано появление в языке новых слов?

— Каких слов в языке больше: заимствованных или исконно русских?

— Что можно узнать о слове из этимологического словаря?

— Приведите пример иностранного и исконно русского слова.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (03.09.2014)
Переглядів: 953 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: