Урок № 62 Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Лето красное» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 62 Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Лето красное»

Урок № 62

Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Лето красное»

Цель: обучить школьников структурному анализу художественного текста, умению находить в текстах средства выразительности; развивать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся знают о необходимости бережного отношения к природе, осознают своё существование во времени, перечисляют времена года и знают их приметы, осведомлены в истории происхождения названий русских и украинских месяцев.

Оборудование: учебник, карточки, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Работа по карточкам.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня вы будете совершенствовать свои умения анализировать художественный текст, изучая речевую тему «Лето красное».

III.    Работа над развитием и культурой речи

1.   Работа с текстом.

Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Текст 1

Кто никогда не видел, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. Вот взять ягоду чернику,— та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички — чёрные ягодки с синим пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода, листики тёмно-зелёные, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито. Еще растёт в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдёшь, не заметив. В глухих местах, где живёт огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе. Только у нас одна-единственная ягода клюква прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много её соберётся на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими клюквинками. Захочешь — и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

(По М. Пришвину)

Вопросы и задания к тексту

— Выпишите прилагательные, обозначающие цвет. Пользуясь словарём синонимов, составьте к ним синонимические ряды. Какие ягоды можно описать, употребляя данные синонимы?

— Выпишите слова с оценочными суффиксами, разберите их по составу.

— Составьте простой план текста.

— Перескажите содержание фрагмента по плану.

Текст 2

Чик сидел на вершине груши, росшей у них в огороде. Он сидел на своём любимом месте. Здесь несколько виноградных плетей, вытянутых между двумя ветками груши, образовывали пружинистое ложе, на котором можно было сидеть или возлежать в зависимости от того, что тебе сейчас охота. Охота сидеть — сиди и поклёвывай виноградины, охота лежать — лежи и только вытягивай руки, чтобы срывать виноградные кисти или груши.

Чик очень любил это место. Оно было во всех отношениях удобное и приятное. Во-первых, оно было хорошим, потому что прямо с этого места можно было рвать виноград, груши и даже инжир. Он рос в соседнем дворе, и между огородом, где росла груша, и инжирным деревом высилась стена. Но одна ветка инжира вытянулась в сторону груши и прямо упиралась в неё. Так что при желании инжир можно было достать отсюда. Инжир был особенно вкусным именно потому, что дерево было чужим. Чик об этом сам догадался. Поедая чужие плоды, он удивлённо думал над этой загадкой природы. Инжир, который рос в их огороде, был того же сорта, но плоды чужого инжира были гораздо вкусней.

Кроме всего прочего, это место Чику нравилось и тем, что он отсюда всех видел, а его никто не видел. Вообще Чику взрослые не разрешали лазить по деревьям не потому, что жалели фрукты, а потому что боялись, что он упадёт с дерева. Но самое смешное заключалось в том, что, когда дома у него или у тётушки нужны были фрукты, ему давали корзину и просили нарвать винограда, груш или инжира.

(По Ф. Искандеру)

Вопросы и задания к тексту

— Какие радости приносит с собой лето?

— Перечислите фрукты, которые созревают к августу. Опишите их.

— К выделенным словам подберите синонимические ряды.

— Запишите несколько пословиц и поговорок о лете.

— Напишите мини-сочинение на тему «Моё любимое летнее занятие».

2.   Развитие ситуативной речи.

Речевая подтема «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…»

  • 1)   Прочитайте текст «Летний вечер» (с. 256).
  • 2)   Выполните упражнения 8–14.
  • 3)   Прочитайте текст «Откуда пришло слово?» в рубрике «Знаете ли вы?».
  • 4)   Выполните упражнения 23–26.

Летний вечер

В далёкой и бледной глубине неба только что проступили звёздочки; на западе ещё алело — там и небосклон казался ясней и чище; полукруг луны блестел золотом сквозь чёрную сетку плакучей берёзы. Другие деревья либо стояли угрюмыми великанами, с тысячью просветов, наподобие глаз, либо сливались в сплошные мрачные громады. Ни один листок не шевелился; верхние ветки сирени и акаций как будто прислушивались к чему-то и вытягивались в тёплом воздухе. Дом темнел вблизи; пятнами красноватого света рисовались на нём освещённые длинные тени. Кроток* и тих был вечер, но сдержанный вздох чудился в этой тишине.

(И. Тургенев)

Тургенев Иван Сергеевич (1818—1883) — русский прозаик, поэт, драматург. Наиболее известные его произведения — рассказ «Муму», сборник «Записки охотника», роман «Отцы и дети».

Кроток, кроткий — незлобивый, покорный, смирный.

 

Сравните!

По-русски

По-украински

 

Луна — спутник Земли

луна — эхо

 

другой — не этот, не такой

другий — второй

 

Вопросы и задания к тексту

— Найдите в тексте слова и выражения, соответствующие украинским.

Бліда глибочінь, зірочки, червоніло на заході, небосхил здавався більш ясним і чистим, півколо місяця, крізь сітку, похмурими велетнями, подібно до очей, зливатися в суцільні похмурі громаддя, не ворухнувся, гілки бузку, прислухалися, у повітрі, червонуватого світла, вимальовувалися, лагідний, стримане зітхання, увижався.

— Подберите синоним к выделенному в тексте слову. Чем отличается значение и употребление этих синонимов? Подсказку ищите в данных загадках и рубрике «Сравните».

1)      Если солнце осветило,                    2)         Ты загадку отгадай:
Сразу светит, как светило,                         Все зовут его, как май,
Отразив его лучи,                                        Как июнь и как январь,
Да и то всегда в ночи.                                 Как апрель и как февраль,
Станет круглою она,                                   Рожки у него видны,
Скажут: полная ...                                        Он — ночной сынок Луны.

— Определите различия в значениях слов красный и красноватый. Составьте с ними предложения.

— Подберите к слову чёрный однокоренные слова. С их помощью объясните написание буквы ё.

— Измените слова или подберите к ним родственные, в которых была бы буква ё.

Вести, село, сестра, пчела, ель, грести, кленовый, пестреть, медовый.

— Замените слова в данных предложениях противоположными по смыслу, чтобы они соответствовали содержанию текста.

Небосклон на западе казался темнее. Луна серебром блестела на небе. Деревья стояли весёлыми великанами. Нижние ветки акаций прислушивались к чему-то. Дом темнел вдали. Шумным был этот вечер.

— Обоснуйте примерами из текста данное утверждение.

Тургенев описывает природу как живое существо.

Откуда пришло слово?

ИЮНЬ. Слово возникло в латинском языке и связано с именем римской богини Юноны — покровительницы женщин. Есть и другая точка зрения: считают, что шестой летний месяц назван в честь Луция Юния Брута, одного из первых римских консулов (высшего правительственного лица).

ИЮЛЬ. Древние римляне назвали седьмой летний месяц в честь Юлия Цезаря (полководца, правителя Рима в I в. до н. э.), родившегося в этом месяце.

АВГУСТ. Тоже слово латинского происхождения, в буквальном переводе обозначает «великий, священный, возведённый в сан знатных». Месяц назван по имени римского императора Октавиана, получившего почётное звание Август.

(По Г. Цыганенко)

Вопросы и задания к тексту

— Летние месяцы народ также наделил другими именами: июнь — хлеборост, разноцвет; июль — грОзник; август — жнИвень. Объясните одноклассникам, почему месяцы так называются. Попробуйте придумать свои имена для них.

— Представьте, что вы вышли в жаркий июньский полдень в поле. Расскажите, что вы увидели и почувствовали.

— Используя рубрику «Знаете ли вы?», составьте и разыграйте с соседом по парте диалог.

— Спишите пословицы, поговорки и приметы, вставляя пропущенные буквы.

Приш..л июнь-разноцвет — о..боя от р..боты нет. Июль — макушка л..та. Июл..ское пр..волье — для пч..л р..здолье. Августовская ноч.. длиннА, вода — х..лоднА. Дуб в август.. ж..лудЯми богат — к урожаю.

2.   Развитие ситуативной речи.

Речевая подтема «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…»[1]

1)   Прочитайте текст «Летний вечер» (с. 256).

2)   Выполните упражнения 8–14.

3)   Прочитайте текст «Откуда пришло слово?» в рубрике «Знаете ли вы?».

4)   Выполните упражнения 23–26.

§ IV.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

3)   Творческое задание. Вспомнить и записать народные приметы, связанные с летней погодой, урожаем. Рассказать интересный случай, который произошёл с вами прошлым летом.

§ V.  Итог урока

Вопросы учащимся.

— Какое у вас любимое время года? Чем оно вам нравится?

 
 
Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (09.04.2014)
Переглядів: 985 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: