Урок № 61 Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 61 Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)

Урок № 61

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные). Предложения с эмоциональной окраской (восклицательные).
Вопросительные предложения с частицей ли (укр. чи). Интонационная оформленность предложений. Логическое ударение

Цель: научить школьников определять виды предложений по цели высказывания, строить и правильно интонировать простые предложения с учётом цели высказывания, развивать культуру речи

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, верно ставят знаки в конце предложения, правильно интонируют предложения, учитывая логическое ударение.

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

В процессе общения мы о чём-то рассказываем, задаём вопросы, просим или требуем что-либо сделать. При этом меняется интонация. Об этих особенностях предложений, используемых в нашей речи, вы узнаете сегодня.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Виды предложений по цели высказывания.

Каждое высказывание имеет определённую цель: вопрос, побуждение к действию или сообщение.

По цели высказывания различаются вопросительные, побудительные и повествовательные предложения.

2)   Вопросительные предложения.

Вопросительными называются предложения, в которых говорящий стремится узнать от собеседника интересующую его информацию: А рыжики в Греции есть? (А. Чехов)

Широко распространённая разновидность вопросительных предложений — риторический вопрос, предложение по форме вопросительное, но имеющее значение эмоционально окрашенного утверждения или отрицания (не требующее ответа).

3)   Побудительные предложения.

Побудительными называются предложения, выражающие волю, стремление говорящего побудить собеседника к совершению какого-либо действия. Побудительные предложения могут выражать приказание или распоряжение, требование, разъяснение, убеждение, предупреждение и т. д.

4)   Повествовательные предложения.

Повествовательным называется предложение, содержащее сообщение о реальных фактах действительности, событиях, явлениях и т. п.: Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи. (Л. Толстой)

5)   Эмоциональная окрашенность предложений.

Восклицательными называются предложения, в которых содержится эмоциональное отношение к содержанию высказывания. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут стать восклицательными при наличии восклицательной интонации: Будьте бдительны! Что вы говорите?! Он вернулся!

6)   Интонирование предложений разных видов.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается (­), затем делается небольшая пауза (|), в конце повествовательных предложений голос понижается (¯): Ребята ­ с большим интересом | смотрели фильм ¯.

При чтении вопросительных предложений наибольшее повышение голоса приходится на слово, которое показывает, о ком (о чём) спрашивается в предложении.

Вы были в Киеве? Вы были в Киеве?

Интонацией мы можем выделить одно из слов или группу слов, важных с точки зрения произносящего. Такое выделение называется логическим ударением.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочные упражнения.

1)   Запишите предложения. Охарактеризуйте их.

Какие книги есть в вашей домашней библиотеке? Посещаешь ли ты школьную библиотеку? Выбираешь ли ты книги сам или тебе помогает библиотекарь? О чём ты любишь читать больше всего? Стихотворения каких поэтов ты знаешь наизусть?

2)   Переведите предложения предыдущего упражнения на украинский язык.

2.   Работа с текстом.

Внимательно прочитайте текст. Обдумайте его содержание. Выясните значение непонятных слов и выражений. Найдите орфограммы и пунктограммы.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их облизывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

— Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками.

(По А. Н. Толстому)

3.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VI.  Итог урока

Беседа с учащимися.

— Расскажите, какие вы знаете предложения по цели высказывания?

— Какие предложения называются восклицательными?

— Расскажите об интонировании предложений, различающихся по цели высказывания.

— С помощью какой частицы образованы данные вопросительные предложения?

Не видал ли где на свете ты царевны молодой?

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (09.04.2014)
Переглядів: 2670 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: