Урок № 5 Лексическое богатство русского языка. Тематические группы слов - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 5 Лексическое богатство русского языка. Тематические группы слов

 

Урок № 5

Лексическое богатство русского языка. Тематические группы слов

Цель: формировать у школьников представление о лексическом богатстве русского языка; развивать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют количественный и качественный состав русской лексики; находят в тексте слова, относящиеся к одной тематической группе, определяют родо-видовые отношения между ними, составляют тематические группы слов.

Оборудование: учебник, дидактический материал, толковый словарь

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Словарная работа.

Назовите к слову серпантин однокоренное. (Серпентарий) Какое из слов образовано с использованием прямого значения исходного слова змея?

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Чтение и объяснение цитаты.

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно... (А. Герцен)

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

План лекции учителя

1)   Лексика как раздел науки о языке.

2)   Влияние жизни общества на пополнение словарного состава языка.

2.   Работа со словарем.

1)   Назовите все значения слов кисть, струя, дополнение, укажите тип переносного значения.

2)   Выборочный диктант.

Выпишите только многозначные слова; составьте к ним словарные статьи, проверьте по словарю, все ли значения вы указали. Найдите среди данных слов антонимы.

Бассейн, винегрет, агрессор, браконьер, брутто, вакансия, нетто.

3.   Работа с учебником.

1)   Чтение теоретического материала

2)   Выполнение упражнений

4.   Лексический тренинг.

1)   Вспомните 6–7 международных словообразовательных элементов, запишите слова, в состав которых они входят. Составьте с ними микротекст.

2)   Запишите слова, определите, являются ли они однокоренными. Подберите к ним по одному родственному слову. Какое языковое явление демонстрируют данные слова?

Гора, гореть; травить, травы; подросла, росистый; жаль, жало; частичный, часто; рядовой, рядом.

5.   Орфографический тренинг.

Найдите правильное написание безударной гласной в слове, учитывая значение слова.

Гордо развевались флаги. Трудом упорным был возведен этот храм. Далеко-далеко колокольчик звенит. Туристы к вечеру должны были спуститься в долину. Ребята умоляли отпустить их на рыбалку. В здешнем климате растение развивалось ­плохо.

6.   Редактирование предложений.

Запишите предложения в исправленном виде.

Нередко можно увидеть вещи с указателями «Индия», «Корея»… Отец Дубровского был болен и уже не соображал ничего. Он сделал много хороших поступков. История мне нравится дряхлостью. В коридоре сначала бросается в глаза вешалка, а потом собака. Раздавался страшный вой коров. Сидят три охотника, вокруг них — кусты и собака. Охотник растопырил глаза. Художник этой картины справился с работой. Он зачеркивал все, что ему мешало. Чехов искал темы в разных местах.

7.   Составление синонимических рядов.

Определите, какие из слов составляют синонимические ряды. Объясните, почему слова, начинающие и заканчивающие данный ряд, превратились в антонимы.

Никудышный, скверный, плохой, неважный, так себе, посред­ственный, средний, сносный, терпимый, приемлемый, удовлетворительный, стоящий, подходящий, хороший, славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.

  • IV.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

3)   Составить предложения, в которых слова наверное, оставить употреблялись бы в каждом из своих антонимичных значений.

  • V.  Итог урока

Беседа с учащимися.

— Что такое тематические группы слов?

— Составьте тематическую группу слов, относящуюся к школьному образованию.

— Как связаны с тематическими группами слов родо-видовые отношения? Приведите в пример несколько слов, связанных родо-видовыми отношениями.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (03.09.2014)
Переглядів: 1530 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: