Урок № 59 Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 59 Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения.

Урок № 59

Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения.
Понятие о простых и сложных предложениях. Второстепенные члены предложения.
Значение и интонация сложного предложения

Цель: формировать у школьников навыки и умение вычленять предложения в тексте, научить определять грамматическую основу предложения; совершенствовать умение различать простые и сложные, распространённые и нераспространённые предложения

Ожидаемые результаты: учащиеся вычленяют предложения в тексте, устанавливают грамматическую основу, различают простые и сложные предложения, указывают основные характеристики простого предложения, строят и правильно интонируют изучаемую синтаксическую единицу с учётом цели высказывания.

Оборудование: учебник, карточки, схема «Синтаксические единицы», дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Работа по карточкам.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Читая любую книгу, мы видим, что текст в ней состоит из предложений. Что такое предложение? В чём его отличие от словосочетания? Как строится предложение? Какими они бывают? На эти вопросы вы узнаете ответ сегодня на уроке.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Предложение как синтаксическая единица.

Предложение — это синтаксическое единство, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Предложение — особая синтаксическая категория, его важнейшая функция — сообщение.

2)   Типы предложений.

В зависимости от признака, положенного в основу классификации, все предложения можно разделить на несколько групп:

— по характеру выражаемого в предложении отношения к действительности выделяются утвердительные и отрицательные предложения;

— по цели высказывания — повествовательные, вопросительные и побудительные предложения;

— в зависимости от количества грамматических основ (одной или более) предложения подразделяются на простые и сложные;

— по признаку наличия одного или двух главных членов выделяются односоставные и двусоставные предложения;

— в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов предложения подразделяются на распространённые и нераспространённые; нераспространённые состоят только из грамматической основы; распространённые — из грамматической основы и второстепенных членов;

— в зависимости от того, есть ли в предложении все необходимые члены, предложения делятся на полные и неполные.

2.   Ознакомление со схемой «Синтаксические единицы».

Синтаксические единицы

¯

 

¯

Словосочетание

 

Предложение

¯

 

¯

Называет предмет, его признак и т. д.

Слова связаны по смыслу и грамматически.

Интонационно не оформлено

 

Выражает законченную мысль.

Слова связаны по смыслу и грамматически.

Интонационно оформлено

 

3.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Работа с текстом.

Прочитайте данные синтаксические конструкции. Запишите их в виде предложений, расставляя знаки препинания. Прочитайте, соблюдая интонацию конца предложения. Подчеркните грамматические основы предложений.

Видное место в народном искусстве занимают мастера Нижегородской Ивановской Вологодской Архангельской области все знают расписные подносы Жостова шкатулки Палеха вологодские кружева архангельские берестяные туеса это искусство утверждает красоту и народ хранит его.

(По В. Пескову)

2.   Синтаксический практикум.

1)   Сконструируйте предложения. Обозначьте грамматические основы, охарактеризуйте предложения по структуре.

Как, лес, хорош, поздний, осень! В, мягкий, воздух, разлит, осенний, запах. Тонкий, туман, стоит, над, жёлтые, поля. Небольшой, осиновый, роща, вся, сверкает.

2)   Запишите предложения. Докажите, что они сложные.

Заря чиста, и утро будет ясно.
Уходит день весёлый, догорают
последние лучи зари.

(А. Островский)

3.   Творческая работа.

Составьте и запишите сложные предложения по данному началу.

Я распахнул окно, и … На каникулах я еду к морю, а … В парке зацвела черёмуха, и … Я иду в гости, … Я увлекаюсь изучением иностранного языка, а …

4.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VI.  Итог урока

Беседа с учащимися.

— Что называют предложением?

— В чём отличие предложения от словосочетания?

— Что называют грамматической основой предложения?

— Какие предложения называются нераспространёнными? распространёнными?

— Какие предложения называются простыми? сложными?

— Составьте предложения на тему «Друзья», «Увлечения», «Школа».

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (09.04.2014)
Переглядів: 1835 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: