Урок № 56 Частица не. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Знать, беречь, приумножать» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 56 Частица не. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Знать, беречь, приумножать»

Урок № 56

Частица не. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Знать, беречь, приумножать»

Цель: сформировать у школьников представление о частице как служебной части речи, ознакомить с ролью частицы не в словосочетании и предложении; повторить и обобщить материал по теме «Морфология»; развивать культуру речи

Ожидаемые результаты: учащиеся знают отличие частицы от префикса не, демонстрируя это на письме, правильно пишут не с глаголами; умеют анализировать предложенный текст с точки зрения его структуры и средств выразительности, изучив речевую тему «Знать, беречь, приумножать».

Оборудование: учебник, таблица «Части речи», дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы познакомитесь со служебной частью речи, которая называется частицей. Также с целью подготовки к письменной тестовой контрольной работе вы повторите теоретические сведения по морфологии.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Частица как служебная часть речи.

Частицы — служебные слова, которые, не имея вполне самостоятельного лексического значения, вносят смысловые, эмоционально-экспрессивные, модальные оттенки в значение других слов, словосочетаний и предложений.

2)   Происхождение частиц.

По происхождению частицы связаны с другими частями речи. С союзами связаны частицы а, да, же и др., с местоимениями — то, себе, это и др., с глаголами — бы, было, ведь, давай и др.

3)   Роль частиц в речи.

Роль частиц в речи очень велика: они занимают одно из первых мест среди наиболее употребительных слов. В зависимости от того, какие добавочные значения вносят в речь частицы и какую лексико-грамматическую роль они играют, выделяются:

— модальные частицы, вносящие эмоциональные, смысловые оттенки значений (как, разве и др.);

— отрицательные (не, ни);

— формообразующие (бы, пускай и др.).

4)   Частица не.

Частицы — основные средства отрицания в русском языке. Частица не чаще всего находится при сказуемом, но может быть при любом члене предложения: Не ветер бушует над морем, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов)

2.   Наблюдение над языковым материалом.

Сравните два предложения.

Дождь пошёл. Дождь не пошёл.

— Каким словом различаются предложения?

— Какое значение придаёт частица не?

Вывод: частица не придаёт отрицательное значение словосочетаниям или предложениям.

3.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочное упражнение.

Запишите предложения. Какой оттенок значения вносит частица не в словосочетание или предложение? Как она пишется с глаголами и прилагательными?

Он не выходил из дома в жаркий день. Я боялся не застать вас. Птиц не было слышно. Ветер не шумит, деревья не колышутся. В дороге я не встречал признаков жилья. Не отвлекайся на уроке. Не перебивай собеседника. Не заводи долгий разговор по телефону. Не объясняйся жестами.

Я решил не лёгкую, а трудную задачу. День был не пасмурный, а жаркий и солнечный. Ты сказал не правду, а ложь.

2.   Творческая работа.

Сформулируйте и запишите несколько правил поведения в школе, на уроке, в общественных местах. Используйте частицу не.

3.   Работа с таблицей «Части речи».

Заполните таблицу примерами, взяв их из помещённых ниже стихотворений.

Части речи

Примеры

Самостоятельные

Имя существительное

 

Имя прилагательное

 

Местоимение

 

Числительное

 

Глагол

 

Наречие

 

Служебные

Предлоги

 

Союзы

 

Частицы

 

 

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь —
С головой в неё зайдёшь.

(Г. Демина)

Два цветка, два гладиолуса
Разговор ведут вполголоса.
По утрам они беседуют
Про цветочные дела…

(А. Барто)

4.   Работа с текстом.

Отметьте разряды частиц, о которых идёт речь в стихотворении. Найдите в тексте служебные части речи, укажите их название.

— Мы,— промолвили Частицы,—
Можем с каждым подружиться,
Выражаем утвержденье,
Отрицание, сомненье…
— Я всегда,— сказала Не,—
Не люблю, что Не по мне.
Заявляю, Не нужна
Людям новая война.

(А. Тетивнин)

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени: было маленькое семя ели, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги.

В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше всех других раскрыл все заложенные в себе самом возможности.

Человек растёт, конечно, как и всё в природе, костями, телом и в то же время, как бы отступая от жизни роста, спрашивает сам себя: «Ну, что же это со мной произошло?» И, осмыслив происшедшее, надбавляет к жизни роста своего рост мысли: мыслью растёт. Но и этот рост ещё не совсем человеческий: щенок тоже растёт, расширяя рост своего собачьего сознания.

Человек собственно начинается там, где в природе останавливается жизнь роста: тут начинается рост духовный, чисто человеческий, и продолжает у достойных расти до последней минуты. И в духе этого человека растут люди после него.

Талант не делается, с талантом рождаются, и это есть то же самое, что у животных называют «инстинктом». Наверно, каждый рождается с каким-то талантом. <…>

Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры.

(По М. Пришвину)

Вопросы и задания к тексту

— Что напоминает автору срез дерева?

— Чем человеческая жизнь похожа на жизнь дерева и животного?

— Как должен строить свою жизнь человек?

— Что такое талант, по мнению автора?

— У кого из нас есть талант и кто его нам дарит?

— Составьте план текста, перескажите по нему содержание фрагмента.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Интерактивная игра «Микрофон».

— Частица — это …

— Частицы бывают трёх видов: …

— Частица не привносит значение…

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 693 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: