Урок № 55 Общее понятие о союзах. Союзы и, а, но. Развитие речи. Культура речи. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 55 Общее понятие о союзах. Союзы и, а, но. Развитие речи. Культура речи.

Урок № 55
Общее понятие о союзах. Союзы и, а, но. Развитие речи. Культура речи.
 Речевая тема «Живой уголок»
Цель: ознакомить учащихся с союзом как служебной частью речи; дать представление о ро-ли союзов; сформировать навыки постановки запятой перед союзами а, но; обогащать словарный запас школьников; развивать культуру речи
Ожидаемые результаты: учащиеся различают значения союзов, используют их для связи предложений, однородных членов, а также частей текста; пополнили словарный запас, изучив тему «Живой уголок».
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа с учащимися.
— Какую часть речи называют предлогом?
— Каковы функции предлога в словосочетании?
— Какие значения вносят предлоги в словосочетание? Приведите примеры.
2. Проверка домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем знакомиться со служебными частями речи. Поговорим о сою-зе.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Понятие о союзе как о служебной части речи.
Союз — служебная часть речи, выражающая грамматические отношения между одно-родными членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложени-ями в составе связного текста: Я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилёг в тра-ве над обрывом берега. (М. Лермонтов) Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (А. Чехов)
2) Синтаксическая функция союзов.
Союзы соединяют однородные члены, части сложного предложения и части текста:
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло. 
(Однородные члены предложения.)
(А. Твардовский)
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
 (Части сложного предложения.)
(А. Пушкин)
3) Виды союзов.
Все союзы делятся на сочинительные (а, и, да=и, ни… ни, но, то… то и др.) и подчи-нительные (словно, будто, потому что и др.).
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и равноправные части сложного предложения: Много сулит, да мало даёт. (Пословица) Моль одежду тлит, а печаль — сердце человека. (Пословица)
Сочинительные союзы по значению делятся на соединительные: и, да, ни… ни и др.; разделительные: или, либо, однако и др.; противительные: а, зато, но, однако и др. Перед противительными союзами а, но всегда ставится запятая.
Подчинительные делятся на сравнительные: будто, словно и др.; временные: когда, пока и др.; уступительные: хотя и др.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Тренировочные упражнения.
1) Запишите предложения. Выделите союзы. Что они соединяют?
Белка песенки поёт и орешки все грызёт. (А. Пушкин) Ястреб всегда сначала ощиплет добычу до пёрышка, а потом уже ест. (Н. Сладков) Шёл двенадцатый час, но город не спал. (А. Чаковский)
2) Запишите, выделите союзы. Каково значение союзов?
Не говорил, а делал; бежать и оглядываться; хотел, но не мог; рисовать и лепить; не спать, а дремать; прибыл, но опоздал.
2. Пунктуационный практикум.
Запишите предложения под диктовку.
Путь был короткий, но трудный. Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами. Дождь прошёл, а землю не напоил. Зимой солнце светит, но не греет. Уже август, но дни стоят невыносимо жаркие.
3. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.
Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка за шею и давай окунать в речку. Медвежонок виз-жал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и выку-пала в воде.
Медвежата остались очень довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(По В. Бианки)
Вопросы и задания к тексту.
— Какова структура текста?
— Разделите текст на части, составьте план рассказа.
— Выпишите слова, связанные при помощи союзов.
— Изложите содержание текста устно.
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
VII. Итог урока
Интерактивная игра «Микрофон».
— Союзом называется …
— Союзы делятся на две группы: …
— Сочинительные союзы соединяют …
— Подчинительные союзы служат …

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: