Урок № 54 Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 54 Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи.

Урок № 54

Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением.
Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Животные на службе у человека»

Цель: дать школьникам общее представление о предлогах; сформировать у них умение определять значение предлогов; работать над обогащением словарного запаса учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся находят предлоги в предложении и определяют их роль, различают предлоги с пространственным значением (например: из комнаты — укр. з кімнати, под воду — укр. під воду, между нами — укр. між нами, от Москвы — укр. від Москви, около леса — укр. біля лісу, к берегу — укр. до берега), временным (например: с двух часов — укр. з двох годин) и объектным значением (о сестре — укр. про сестру, с братом — укр. з братом); усовершенствовали свою речевую культуру, изучая тему «Животные на службе у человека».

Оборудование: учебник, карточки, орфографический словарь, таблица «Значение предлогов»

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Работа по карточкам.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

На уроках русского языка вы получили общие сведения о самостоятельных частях речи. Сегодня мы начинаем серию уроков о служебных частях речи. Это предлоги, союзы и частицы. Сейчас мы поговорим о предлогах. Предлоги необходимы в устной и письменной речи, так как служат для связи слов в предложении.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Понятие о служебных частях речи.

В русском языке, как и в украинском, есть служебные части речи (укр. службові частини мови). Это предлоги (укр. прийменники), союзы (укр. сполучники), частицы (укр. частки).

Служебные части речи не изменяются, не называют предметов, признаков, действий, не делятся на части, т. е. не имеют ни лексического, ни грамматического значений. Они служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях, привнесения отрицательного значения и др.

2)   Понятие о предлоге как о служебной части речи.

Предлог — служебная часть речи, выражающая синтаксические отношения между именем существительным и словами других частей речи, а также между существительными: играть с собакой, умный от природы, дом с крыльцом.

Вместо существительного может быть местоимение — личное, указательное и др., а также числительное: идти к нему, разделить на двоих.

Предлоги связывают между собой компоненты словосочетания и неоднородные члены предложения: идти навстречу мне, ходить около дома. Предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения.

2.   Ознакомление с таблицей «Значение предлогов».

Значение предлогов

Значение предлогов

Русский язык

Украинский язык

Пространственное

Из

под

между

от

около

к

з

під

між

від

біля

до

ВременнОе

с, до

з, до

Объектное

о

с

про

з

3.   Тренировочное упражнение.

Определите значения предлогов, пользуясь таблицей.

Выйти из класса, отойти от стены, идти под зонтом, гулять около леса, плыть к берегу, не спать до полуночи, говорить о маме, спорить с братом.

4.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочное упражнение.

Запишите предложения, вставляя предлоги. Определите их значение.

Вбежал … комнату. Написал … доске. Надстроили … домом два этажа. Дочитал книгу … конца. Прочитал книгу … Робинзоне Крузо. Вернулся … поездки.

2.   Перевод.

Переведите словосочетания на русский язык. Обратите внимание на употребление предлогов в русском и украинском языках.

Білого кольору, залучити до роботи, піклування про дітей, від ранку до вечора.

3.   Редактирование.

Найдите ошибки в употреблении предлогов. Объясните причину ошибок. Запишите словосочетания в исправленном виде.

Подойти до товарища, достать с шкафа, говорить про погоду, родители з детьми, выехал с города.

4.   Творческая работа.

Составьте и запишите предложения с двумя-тремя словосочетаниями из предыдущего упражнения. Запомните правильное употребление предлогов.

5.   Работа с текстом.

Прослушайте текст. Изложите его содержание письменно. Правильно употребляйте предлоги.

В лесу

Мы с бабушкой уходили всё дальше в лес. Скрипят клесты, смеётся кукушка. Под ногами пышным ковром лежит мох. Грибы дразнят своим запахом.

Однажды я провалился в глубокую яму, распорол сучком бок и кожу на затылке. Сидел на дне в холодной грязи и со стыдом чувствовал, что сам я не вылезу. Пугать бабушку было неловко. Однако я позвал её. Она живо вытащила меня и повела к ручью, вымыла и перевязала раны и отвела в железнодорожную будку. До дому я не мог идти, сильно ослабел.

(Из журнала)

6.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Текст 1

Хозяйка уходит. А я грустно смотрю на свои конспекты. Тётя Марта живёт в крохотном двухкомнатном домишке. Моя хозяйка — некрасивая, сварливая, но добрая женщина. У неё всего один жилец, да и тот — я. Я занимаю одну комнату, в которой, кроме меня, помещаются одна кушетка, один стол, Софья и вышитая женщина с рыбьим хвостом на стене. У Софьи — зелёные глаза. Утром после моего ухода она старательно чистит и вытирает мою единственную тарелку, потом весь день сидит на подоконнике и глядит на старое тутовое дерево и прыгающих на нём воробьёв. Это дерево и тётя Марта, оказывается, ровесники, но ещё никто не видел его плодоносящим. Софья — очень хитрая и себялюбивая. Вечерами она терпеливо ждёт, когда я лягу и согрею постель. Лишь после этого она сходит с подоконника и осторожно лезет ко мне под одеяло. Я очень люблю Софью, нет, не то что люблю, просто очень привык к ней,— наверное, это и есть любовь. Откуда она пришла к нам,— этого не знаем ни я, ни моя хозяйка. Было это вечером. Она молча вошла в мою комнату, задрала хвост, потерлась боком о ножку кушетки и вопросительно взглянула на меня, словно спрашивала: «Я нравлюсь тебе?» Она была похожа на соседскую девушку, и поэтому понравилась мне. «Софья, Софья!» — позвал я. Она повернулась ко мне спиной и не спеша направилась к двери. «Куда ты, Софья, останься, пожалуйста!» — попросил я. И Софья осталась.

(Н. Думбадзе)

Вопросы и задания к тексту

— О каком животном идёт речь в тексте?

— Как ведёт себя кошка в доме?

— Почему она сразу понравилась мальчику?

— Опишите Софью, учитывая авторские средства выразительности.

— Вспомните пословицы и поговорки о кошках, запишите их. О каких повадках кошек они сообщают?

Текст 2

— А это Золотинка,— сказала сестра Роза.— Вот её-то я и хочу, чтобы вы посмотрели.

Я взглянул на светлые, почти медового цвета уши и бока.

— Нетрудно догадаться, почему вы её так назвали. Бьюсь об заклад, на солнце она, наверное, горит золотым огнём.

Сестра Роза засмеялась.

— Да, я действительно увидела её в солнечный день, и кличка родилась сама собой.— Она бросила на меня лукавый взгляд.— Вы же знаете, с чем-чем, а с кличками у меня заминок не бывает.

— Не спорю,— ответил я весело. Это была наша с ней особая шутка. Сестра Роза очень удачно придумывала клички для бездомных и брошенных собак, которые находили приют в конурах позади её дома. Чтобы прокормить их, она организовывала небольшие собачьи выставки и дешёвые распродажи, а также щедро тратила на них собственные деньги. И не только деньги, но и весь свой досуг, которого у медицинской сестры, самоотверженно ухаживающей за больными людьми, не так уж много. Собственно говоря, я часто спрашивал себя, как она выкраивает время, чтобы опекать животных. Это для меня так и осталось тайной, но я глубоко восхищался сестрой Розой.

— А откуда она?

Ответом мне было пожатие плеч.

— Бродила по улицам в Хебблтоне. Никто там её прежде не видел и в полиции о ней справки не наводил. Несомненно, её бросили.

Во мне поднялся знакомый удушливый гнев.

— Как у них духа хватило! Такая красивая собака! Взяли и выгнали — пусть сама о себе позаботится?

— Знаете, у подобных людей находятся самые поразительные причины. Ну, а у Золотинки, видимо, началась какая-то кожная болезнь. Возможно, они испугались.

— Но могли бы хоть ветеринару её показать! — буркнул я и открыл дверцу вольера. …Золотинка, воспользовавшись случаем, лизнула меня в щеку и завиляла хвостом. Я посмотрел на её висячие уши, крутой лоб и такие доверчивые глаза.

— Морда охотничьей собаки,— сказал я.— Но всё остальное? По-вашему, какой она породы?

Сестра Роза засмеялась.

— Настоящий кроссворд! Вообще-то я наловчилась отгадывать, но Золотинка поставила меня в тупик. Пожалуй, фокстерьерша сбилась с пути добродетели и завязала роман с лабрадором или далматином, но точнее утверждать не берусь.

Не взялся бы и я. Туловище всё в коричневых, чёрных и белых пятнах… форма не как у охотничьих собак, лапы широкие, хвост длинный, тонкий и ни на секунду не остаётся в покое, а шерсть повсюду отливает золотом.

— Что ж,— заметил я,— каких бы она кровей ни была, но симпатяга большая и характер весёлый.

— Конечно, она прелесть. Найти для неё хороших хозяев будет легко. Красавица и умница. А какого она, по-вашему, возраста?

Я улыбнулся.

— Точно определить невозможно, но вид у неё еще щенячий.— Я раскрыл ей пасть и посмотрел на два ряда перламутровых зубов.— Месяцев девять-десять. Да, просто крупный щенок.

— Вот и мне так показалось. Когда вырастет, будет прямо великаншей.

Словно в подтверждение собака встала на задние лапы, а передние положила мне на грудь. Я совсем близко увидел смеющуюся пасть, милые глаза.

— Золотинка,— сказал,— а ты мне очень нравишься.

(По Дж. Хэрриоту)

Вопросы и задания к тексту

— Чем занималась сестра Роза в свободное от работы время?

— Почему она дала собаке такую кличку?

— Какой был характер у Золотинки?

— Почему собака оказалась на улице?

— Как бы вы поступили на месте бывшего хозяина собаки?

— Составьте план текста, перескажите содержание по плану.

— Вспомните и запишите пословицы и поговорки о собаках. О каких повадках собак они сообщают?

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Вопрос учащимся.

— Какое из упражнений, выполненных на уроке, показалось вам интересным?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 1210 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: