Урок № 53 Общее понятие о наречии как части речи. Акцентологические нормы для некоторых наречий. Развитие речи. Культура речи. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 53 Общее понятие о наречии как части речи. Акцентологические нормы для некоторых наречий. Развитие речи. Культура речи.

Урок № 53
Общее понятие о наречии как части речи. Акцентологические нормы для некоторых 
наречий. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Под водой»
Цель: сформировать у школьников общее представление о наречии как части речи, обучить их правописанию и произношению наречий; повторить орфограмму «Безударная глас-ная в корне слова»; совершенствовать навыки работы со справочной литературой; раз-вивать культуру речи
Ожидаемые результаты: учащиеся находят наречия в предложении и определяют их значе-ние, правильно произносят наречия, ударение в которых не совпадает с украинским языком (например: высокО — укр. вИсоко, легкО — укр. лЕгко); используют наре-чия в речи с соблюдением орфографических и произносительных норм русского языка; пополнили словарный запас, изучая речевую тему «Под водой».
Оборудование: учебник, орфографический словарь, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
(См. урок № 51.)
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
На уроках украинского языка вы получили представление о наречии. Сегодня вы узна-ете о наречии как о самостоятельной части речи, узнаете о его морфологических и синтакси-ческих особенностях. Также мы поговорим об орфоэпических нормах, связанных с поста-новкой ударения и произнесением некоторых наречий.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Наречие как самостоятельная часть речи.
Наречие — это самостоятельная часть речи, включающая несклоняемые и неспрягае-мые слова, которые обозначают признак действия, признак признака или предмета: бежать быстро, очень горячо, кофе по-турецки. Наречие отвечает на все непадежные вопросы как? когда? сколько? почему? где? зачем? и др.
Наречие может относиться к глаголу, прилагательному, наречию и существительному.
2) Морфологические особенности наречия.
Наречию как части речи присущи такие  морфологические особенности:
— отсутствие форм склонения и спряжения;
— специфические суффиксы: -и, -о/-е, -ому/-ему;
наречия чаще всего — образованные от других частей речи слова: вволю (воля), по-нашему (наш), вдвоём (двое) и др.
3) Синтаксическая функция наречия.
В предложении наречие обычно играет роль обстоятельства: Вблизи крепость оказа-лась ещё более огромной, чем когда мы смотрели издали. (В. Катаев) Реже функционирует как определение: Харьков сегодня — не Харьков вчера. Совсем редко наречие выступает в роли сказуемого: Пальто было впору.
2. Беседа с учащимися.
— Как наречие называется по-украински?
— На какие вопросы отвечает наречие?
— Могут ли наречия изменяться?
— Приведите примеры наречий на украинском языке. Переведите их на русский язык.
3. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Выборочное списывание.
Выпишите из текста наречия с теми словами, которые они поясняют. Запишите вопро-сы, на которые отвечают наречия.
Летний зной теперь ударял прямо в горы. По горячим токам воздуха медленно подни-мались вверх орлы. С моря иногда долетал ветер. Леса ненадолго начинали шуметь.
(По Р. Фраерману)
2. Словообразовательный практикум.
От данных слов по образцу образуйте наречия. С помощью каких морфем, от каких ча-стей речи образуются наречия?
Красивый — красиво; аккуратный — …; близкий — …; удивительный — …; неуклю-жий — неуклюже; искренний — …; правый — справа, вправо, направо; левый — …; верх — вверх, вверху; низ — …
3. Лексический практикум.
Подберите и запишите синонимы к наречиям по образцу.
Образец: заниматься серьёзно (вдумчиво, внимательно, сосредоточенно).
Расходовать средства экономно; жить счастливо; писать аккуратно; поступать честно.
4. Работа со словарём.
Пользуясь орфографическим словарём, поставьте ударения в наречиях. Устно переве-дите эти наречия на украинский язык.
Глубоко, высоко, темно, далеко, легко, широко, уверенно, искоса, свежо, горячо, изред-ка, светло, хорошо, издавна, досыта, впереди.
5. Словарный диктант с грамматическим заданием.
Запишите словосочетания. Подчеркните наречия. На какие вопросы они отвечают? Ка-кие части речи поясняют? Замените наречия в словосочетаниях противоположными по смыслу (устно).
Подниматься стремительно, разговаривать громко, взлететь высоко, учиться прилежно, находиться внизу, стоять справа.
6. Диктант с грамматическим заданием.
Запишите предложения. Определите синтаксическую роль наречий. Найдите и выпи-шите слова с орфограммой «Безударная гласная корня». Подберите и запишите к ним прове-рочные слова.
Впереди возвышалась огромная лесистая гора. Напилась земля воды досыта. (А. Кольцов) Мучительно долго тянулась ночь. (Д. Фурманов) Запоздалая сова полетела вверх и села на ветку. (В. Песков) Осторожно ветер из калитки вышел. (М. Исаковский)
7. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
Весной 1942 года американские военно-морские силы были не на шутку встревожены: специальные установки на Атлантическом побережье, предназначенные для того, чтобы предупреждать береговую оборону о приближении вражеских лодок, уловили в воде и пере-дали на сушу странные звуки. Звуки становились всё громче и громче и в конце концов до-стигли такой силы, что люди на побережье не могли спать по ночам. Звуки не были похожи на работу винтов подводных лодок, а скорее напоминали звуки, издаваемые живыми суще-ствами. Но какими? Учёные-биологи не могли дать на этот вопрос точного ответа. Появи-лось опасение, что враг испытывает новое оружие. И тогда командование приняло необхо-димые меры, чтобы отразить нападение врага. С каждым часом положение становилось всё напряжённее. Но враг так и не напал.
И лишь потом выяснилось, что виновниками паники были небольшие рыбки крокеры, пришедшие метать икру в залив.
Конечно, учёные заинтересовались их «голосами». Во многих странах стали «прислу-шиваться» к рыбам, стали конструировать приборы, организовывать специальные экспеди-ции, строить огромные аквариумы. И всё-таки поначалу работа шла медленно: очень уж трудно было отказаться от прочно укоренившегося мнения, что рыбы — существа молчали-вые, немые. Ведь их немота вошла даже в пословицы и поговорки многих народов.
И в то же время, как это ни противоречиво, люди очень давно знали, что рыбы — су-щества не такие уж безголосые.
Так, у некоторых африканских народов, живущих на побережье и занимающихся рыб-ным промыслом, наиболее уважаемыми людьми считаются «слухачи». Они получают льви-ную долю добычи, хотя их задача лишь «услышать» рыбу и сообщить об этом ловцам.
Для этого «слухач» время от времени погружается в воду и прислушивается к звукам, доносящимся из глубины.
Рыбаки Западной Африки, для того чтобы узнать, есть поблизости рыба или нет, опус-кают вертикально в воду весло и, приложив к его рукоятке ухо, слушают. Дерево хорошо проводит звуки в воде, и рыбаки точно знают, где им забрасывать сеть.
Да, рыбаки умеют находить рыбу по голосу, знают, что она разговорчивая, даже болт-ливая. Сейчас, когда на помощь людям пришли умные и точные приборы, стало ясно: ника-кой тишины, никакого безмолвия в подводном царстве нет. Наоборот, достаточно опустить гидрофон даже на небольшую глубину, и можно услышать необыкновенную симфонию из самых разнообразных и самых неожиданных звуков. Это кричит, пищит, рычит, хохочет и стонет подводный мир.
Все эти звуки учёные разделили на две группы.
Первая — звуки, которые возникают, например, при поедании пищи, при плавании. Их называют биогенными шумами. А скажем, крики, писк, рычание, шипение называются биогенными звуками. Они-то и есть рыбий язык, рыбьи разговоры. 
(Ю. Дмитриев)
Вопросы и задания к тексту
— Какой случай произошёл в 1942 году? Перескажите эпизод из текста.
— Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в которых встречается слово «ры-ба».
— Сформируйте группу слов на тему «Обитатели моря».
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
VII. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Какую часть речи называют наречием?
— Докажите, что наречие — неизменяемая часть речи.
— Какую часть речи чаще всего поясняет наречие? На какие вопросы отвечает?
— Как и от каких частей речи образуются наречия?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 1073 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: