Урок № 51 Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица множественного числа. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 51 Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица множественного числа.

Урок № 51
Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица множественного числа. 
Произношение -ться и -тся в глаголах
Цель: обучить школьников написанию и произношению глаголов 3-го лица настоящего и будущего времени, обобщить и закрепить ранее изученный материал; обогащать сло-варный запас учащихся
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят глаголы в форме 3-го лица множе-ственного числа (инфинитив: -ться — 3-е лицо множественного числа: -тся); исполь-зуют глаголы в речи в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами русского языка.
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания.
(Слушание 2–3 творческих работ.)
2. Беседа с учащимися.
— Что такое инфинитив?
— Как изменяются глаголы?
— С написанием каких глагольных форм вы уже познакомились?
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о написании ь в глаголах. Мы будем гово-рить о том, в каких формах пишется ь, в каких — нет, как различать и правильно писать гла-голы, которые слышатся одинаково.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Наблюдение над языковым материалом.
Выпишите глаголы на -ться и -тся. Задайте к ним вопросы.
Три братца пошли купаться. Два братца купаются, а один на берегу валяется.
Вывод: в глаголах, которые отвечают на вопросы что делает? (сделает), что делают? (сделают), пишется -тся, произносится [ц:а]. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (сделать), то пишется -ть(ся).
2. Слово учителя.
Чтобы правильно написать глагол на -ться и -тся, нужно установить, от какого слова за-висит глагол и поставить к нему вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаго-ле пишется ь. Если в вопросе ь нет, то и в глаголе ь не пишется: Кто умеет (что де-лать?) веселиться, того горе (что делает?) боится 3. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Выборочное списывание.
Выпишите глаголы с -ться и -тся и распределите в два столбика.
Бурый медведь — хороший охотник. Он умеет подкрадываться к добыче, прячется при этом за деревьями и подбирается к жертве обязательно против ветра. На человека он зря не нападает, а если человек прикидывается мёртвым, не трогает его совсем. Приручается мед-ведь легко. Он очень привязывается к воспитателю и не хочет расставаться с ним.
(По И. Заянчковскому)
2. Работа с пословицей.
Запишите пословицы, ставя вопросы к выделенным глаголам. Прочитайте, правильно произнося -ться и -тся.
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится. Нужно наклониться, чтоб из ру-чья воды напиться. Ходит журавль по болоту, нанимается на работу. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. Грамоте учиться — вперёд пригодится. За всё берётся, но не всё уда-ётся.
3. Трансформация предложений.
1) Замените выделенные имена существительные неопределённой формой глагола. Про-читайте полученные предложения, следя за правильным произношением глаголов на -ться.
Образец. Охота была ещё не запрещена. — Охотиться было ещё не запрещено.
Отряд был вынужден сделать остановку. Каждому рекомендуют обтирание холодной водой. У каждого спортсмена должно быть стремление улучшить свои рекорды.
2) Восстановите авторский текст, заменив прошедшее время глаголов настоящим.
Среди коралловых садов колыхались, свивались в веера и букеты длинные водоросли. По дну ползали оранжевые, жёлтые, красные морские звёзды, пробегали крабы. Большие и маленькие раковины медленно передвигались и висели, как на нитях. В расщелинах прята-лись каракатицы, осьминоги, скаты. На уступах каменного сада словно танцевали стайки креветок, фиолетовые морские ежи шевелили длинными иглами.
(По Е. Могилянской)
4. Орфоэпический практикум.
Образуйте формы глаголов по образцу. Определите их время, число, род. Правильно произнесите их.
Образец. НанимАл — нанЯл — нанялА. 
Предпринимал, обнимало, понимал, перенимал; занять, принять, начать.
5. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
VI. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Расскажите о правописании глаголов.
— Расскажите о произношении глаголов на -ться, -тся. Приведите примеры.
— Расскажите об ударении в некоторых глаголах прошедшего времени. Приведите примеры.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 1823 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: