Урок № 50 Глаголы настоящего времени. Правописание глаголов настоящего времени в форме 2-го лица единственного числа. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 50 Глаголы настоящего времени. Правописание глаголов настоящего времени в форме 2-го лица единственного числа.

Урок № 50
Глаголы настоящего времени. Правописание глаголов настоящего времени 
в форме 2-го лица единственного числа. Развитие речи. Культура речи. 
Речевая тема «Их стихия — небо»
Цель: обучить школьников правильно писать глаголы 2-го лица единственного числа насто-ящего времени; сформировать навыки расстановки знаков препинания при обращении; развивать культуру речи учащихся
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают глаголы в форме настоящего времени 2-го лица, знают об их особенностях в сопоставлении с украинским языком, используют глаголы в форме настоящего времени в речи в соответствии с орфоэпическими и грам-матическими нормами русского языка; умеют анализировать предложенный текст, от-вечать на вопросы к нему.
Оборудование: учебник, таблица «Спряжение глаголов», дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
(Слушание 2–3 изложений.)
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о глаголе. Мы будем говорить о глаголах настоящего времени, их изменении по лицам и числам.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Настоящее время глагола.
Глаголы настоящего времени обозначают действие, происходящее в момент речи: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)
Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
2) Правописание глаголов настоящего времени в форме 2-го лица единственного числа.
Глаголы 2-го лица единственного числа имеют личные окончания -ешь (-ёшь), -ишь. В этих глаголах всегда на конце пишется ь, в отличие от украинского языка: (русск.) поёшь — (укр.) співаєш.
2. Ознакомление с таблицей «Спряжение глаголов».
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Лицо Единственное число Множественное число
1-е (я) пою, стучу (мы) поём, стучим
2-е (ты) поёшь, стучишь (вы) поёте, стучите
3-е (он, она, оно) поёт, стучит (они) поют, стучат
3. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Морфологический практикум.
Проспрягайте глаголы мыть, любить.
2. Морфемный практикум.
Запишите в тетрадь пять глаголов в форме 2-го лица, единственного числа настоящего времени. Выделите личные окончания.
3. Выборочное списывание.
1) Прослушайте отрывки из стихотворений. Найдите в них и выпишите глаголы 2-го лица, единственного числа. Выделите личные окончания.
Петушок, петушок,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
Стоишь ты, берёзонька,
посреди долинушки.
Что ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь?
(Русские народные 
стишки и потешки)
2) Прочитайте текст. Выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа.
Знаешь ли ты одуванчик? Первый весенний венок ты сплетёшь из него. Если сорвёшь цветок и попробуешь на язык, почувствуешь горьковатый вкус. Из весенних листьев одуванчиков ты можешь приготовить вкусный салат. Горечь легко уменьшится, если ты ошпаришь листья кипятком или положишь на полчаса в солёную воду. А если добавишь листья крапивы или щавеля, салат станет ещё вкусней.
(По Б. Александрову)
4. Синтаксический практикум.
Назовите обращения в предыдущих предложениях. Как выделяются обращения в уст-ной речи и на письме?
5. Словарный диктант.
Поставьте данные глаголы в форму 2-го лица единственного числа. Запишите, выдели-те личные окончания.
Вести, говорить, везти, стоять, молчать, брать, кричать, нести, жить, идти, спешить, лежать, сидеть, беречь, умываться, шевелиться, одеваться, радоваться.
6. Трансформация текста.
Измените текст так, чтобы глаголы стояли во 2-м лице единственного числа.
По дороге в школу он встречает товарищей. Вместе с ними спешит в школу. Он прихо-дит в класс до звонка, занимает место за своим столом и ждёт начала урока. Он вынимает тетради, открывает учебник и проверяет домашнюю работу.
7. Перевод.
Переведите текст с украинского языка на русский.
Коли лежиш у полі лицем до неба і вслухаєшся в многоголосу тишу полів, то помічаєш, що в ній щось є не земне, а небесне. (М. Коцюбинський)
8. Творческая работа.
Прочитайте текст. Обратите внимание на его оформление. О чём ещё можно рассказать в письме другу?
Здравствуй, дорогой Вася!
Спасибо тебе за письмо. Ты пишешь, что летом поедешь к бабушке. Хорошо, что ты дружишь с ребятами из соседнего села. У меня тоже много друзей в деревне, где живёт мой дядя.
Сейчас я читаю интересную книгу «Приключения Гекльберри Финна». Какую книгу читаешь ты?
Твой друг Гриша Иванов.
9. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
Текст 1
И в то же мгновение щёлкнуло что-то — тонкий звук — как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползёт вверх сморщенное существо величиной с мышь. Оно остановилось, вцепившись шестью чёрными мохнатыми лапками в стену, и стало странно трепетать. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенёс жестяную коробку к себе, в тёплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шёлк кокона про-никло тепло, оно так долго ожидало этого, так напряжённо набиралось сил и вот теперь, вы-рвавшись, медленно и чудесно росло. Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархат-ные бахромки, крепли, наливались воздухом, веерные жилы. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья — ещё слабые, ещё влажные — всё продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом,— и на стене уже была — вместо комочка, вместо чёрной мыши,— громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея.
И тогда простёртые крылья, загнутые на концах, тёмно-бархатные, с четырьмя слюдя-ными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого сча-стья. 
(В. Набоков)
Вопросы и задания к тексту
— Каковы тип и стиль текста?
— Какое существо описывает автор?
— Напишите синонимические ряды для выделенных слов.
— Опишите бабочку, используя ключевые слова, сохраняя авторские средства вырази-тельности.
Текст 2
Мы вздумали себе сделать пирог из молодых грачей, как у Диккенса. Рядом с нашим домом на высоких деревьях, ёлках и соснах, была расположена колония грачей. Нетрудно было тут отстрелять себе десяток птиц. Встревоженные грачи зашумели, но скоро успокои-лись. Больше мы не стреляли. Птицы дожили у нас лето и улетели на юг.
Однако свидетели расстрела десяти молодых грачей запомнили это и так крепко, что там, куда они улетают на зиму, всё время это держали в памяти до весны, и когда весной прилетели, то поселились в другом месте на противоположной стороне деревни…
Зато воробьи у нас над окном на веранде давно живут. На этой веранде мы кормили собачку, и что у неё остаётся — клюют эти воробьи. Им хорошо — и живут. А грачей обидели — и они улетели.
А воробьи помнят наше добро. Скажут: им это выгодно.— Ну так что же… Выгодно, что тут плохого? Пусть грачам невыгодно, а воробьям выгодно. Мы же, люди, первое назы-ваем добром, второе — злом. В ваших руках находится добро и зло, захотим — животные будут кусаться, захотим — будут любить.
А говорят иногда,— птицы глупые и ничего не понимают. Как же глупые? Из нескольких сот грачей в колонии, если не тысяч, мы взяли десять молодых. В то время грачам бросить всё большое их общественное хозяйство из-за десяти было невозможно. Вот они потому дождались осени, улетели в тёплый край, там прожили всю зиму и всё это время держали эту обиду в памяти до возвращения всех птиц на места гнездований.
Вот как птицы помнят наше добро и зло.
(По М. Пришвину)
Вопросы и задания к тексту
— Для чего автор с товарищами убили грачей?
— Почему грачи не улетели сразу после «расстрела» десяти молодых птиц?
— В чьих руках находятся добро и зло, по мнению автора?
— Можно ли назвать птиц глупыми?
— Напишите мини-сочинение «Как нужно относиться к природе».
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
3) Творческое задание. Составить и написать письмо другу. В тексте письма использо-вать глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени.
VII. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Как изменяются глаголы настоящего времени?
— Как пишутся глаголы 2-го лица единственного числа?
— Как определить, что глагол стоит в форме 2-го лица единственного числа настояще-го времени?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 7041 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: