Урок № 49 Ударение в некоторых глаголах прошедшего времени. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 49 Ударение в некоторых глаголах прошедшего времени.

Урок № 49
Ударение в некоторых глаголах прошедшего времени. 
Изложение текста повествовательного характера
Цель: прививать учащимся навыки правильного произношения некоторых глаголов про-шедшего времени; формировать у школьников умение письменно излагать текст по-вествовательного характера
Ожидаемые результаты: учащиеся используют глаголы в форме прошедшего времени в со-ответствии с грамматическими и орфоэпическими нормами русского языка; умеют письменно пересказать текст с учётом авторских средств выразительности.
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Наша работа сегодня будет проходить в двух направлениях. Мы продолжим разговор о глаголе и поговорим о тех орфоэпических нормах, которые нужно знать, чтобы произносить правильно глаголы прошедшего времени. Также вы научитесь письменно пересказывать предложенный текст.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Особенности акцентологии глаголов прошедшего времени.
В русском языке, как и в украинском, глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — и по родам: думал, думала, думало; думали.
Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе слова, кроме формы женского рода, в которой ударно окончание: брал, бралА, брАло, брАли. К таким глаголам относятся: быть, взять, вить, врать, гнать, дать, драть, жить, занять, звать, лить, нанять, начать, плыть, поднять, понять, принять, рвать, снять, спать и некоторые дру-гие.
2) Акцентология глаголов прошедшего времени в украинском языке.
В украинском языке такого перемещения ударения в глаголе прошедшего времени женского рода не происходит: (укр.) спАла, звАла
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Орфоэпический практикум.
1) Образуйте глагольные формы по образцу. Определите время, число, род глаголов. По-ставив ударения, произнесите слова.
Взять — взял — взялА; дать, брать, жить, ждать, гнать, лить, плыть, рвать, снять, спать.
НачАть — нАчал — нАчали — началА; занять, принять, умереть.
НанимАл — нАнял — нанялА; отнимал, понимал, перенимал, принимал, обнимал.
2) Запишите предложения. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени. Поставьте ударение.
Над озером (поднять) крик. Смолистое сухое дерево (заняться) быстро и весело. (Б. Полевой) (Начать) смеркаться. На подвиг (звать) страна. (С. Щипачёв) Река весной (раз-ливать) свои быстрые воды.
2. Морфологический практикум.
Образуйте формы прошедшего времени женского рода от глаголов принять, снять, брать, гнать, поднять, спать.
3. Работа с учебником
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
1. Изложение текста повествовательного характера.
(Текст изложения читает учитель.)
ГАДКИЙ УТЁНОК
Плохо жилось некрасивому утёнку. Утки клевали его, куры щипали. Бедный утёнок убежал на болото, перенёс зимой много горя и бедствий.
Наконец пришла весна. Утёнок выбрался из камышей, взмахнул крыльями и полетел. Утёнок быстро долетел до озера в саду. Вдруг из чащи тростника на середину озера красиво выплыли три чудесных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно! Утёнок робко подплыл к ним. Он был уверен, что лебеди не примут его. Вдруг в чистой воде озера он увидел свое отражение. По воде плыл не гадкий утёнок, а прекрасный белый лебедь.
(89 сл.) (По Г. Х. Андерсену)
2. Беседа с учащимися.
— О чём этот текст? О ком он?
— Удачно ли озаглавлен текст?
— Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Как она раскрывается?
— К какому типу речи относится данный текст?
— Есть ли в нём элементы описания?
— Что описано в тексте? О каком времени года идёт речь?
3. Составление плана.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1) Жизнь бедного утёнка на птичьем дворе.
2) Пришла весна.
3) Утёнок полетел к озеру.
4) Три белых лебедя.
5) Отражение в воде.
6) Дружелюбные птицы.
4. Написание изложения в черновом варианте.
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
3) Закончить работу над изложением.
VII. Итог урока
Вопрос учащимся.
— Как изменяются глаголы прошедшего времени в русском языке?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 1670 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: