Урок № 48 Формы прошедшего времени глаголов. Развитие речи. Культура речи. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 48 Формы прошедшего времени глаголов. Развитие речи. Культура речи.

Урок № 48
Формы прошедшего времени глаголов. Развитие речи. Культура речи. 
Речевая тема «Животный мир в дикой природе»
Цель: обучить школьников распознавать глаголы прошедшего времени; повторить орфо-грамму «Безударная гласная в корне»; развивать культуру речи учащихся
Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях отдельных форм глаголов про-шедшего времени в сопоставлении с украинским языком, правильно ставят ударение в некоторых глаголах прошедшего времени; умеют анализировать предложенный текст с точки зрения средств выразительности.
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа по карточкам.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
В русском языке, как и в украинском, глаголы изменяются по временам.
В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает (-ют)?; в прошедшем — на вопрос что делал (-и)?; в будущем — на вопрос что будет (-ут) делать? или что сделает (-ют)?
Сегодня на уроке мы говорим о глаголах прошедшего времени.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Семантика глаголов прошедшего времени.
Категория времени выражает отношение действия к моменту речи. Глаголы прошедшего времени называют действия, которые совершались до момента речи: В отношениях с посторонними он требовал одного — сохранения приличия. (А. Герцен)
2) Образование форм прошедшего времени.
Прошедшее время глагола образуется путем присоединения суффикса -л к основе ин-финитива: чита-ть — чита-л.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам (в единственном числе) и числам.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Работа с текстом.
1) Прослушайте отрывки из стихотворений русских поэтов. Выпишите глаголы в три столбика: глаголы настоящего времени; глаголы прошедшего времени; глаголы буду-щего времени.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…
(А. Пушкин)
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. Пушкин)
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
(Н. Некрасов)
2) Выпишите глаголы в форме прошедшего времени. Обозначьте суффикс -л-.
Однажды Незнайка забрался в автомобиль и стал дергать за рычаги и нажимать педали. Вдруг машина зафыркала и поехала. Незнайка испугался, хотел остановить машину и потя-нул какой-то рычаг. Но машина поехала еще быстрей. По дороге она наехала на собачью будку. Будка рассыпалась на кусочки.
(По Н. Носову)
2. Творческая работа.
Закончите один из начатых рассказов, используя глаголы в форме прошедшего време-ни.
Несколько дней тому назад я возвращался из школы. Быстро шёл по берегу реки. По-дошёл к мосту…
Вчера мы ходили на экскурсию. Вышли из школы утром. Идём по улице…
3. Морфемный анализ слова.
Разберите данные слова по составу.
Замёрз, высох, продрог.
4. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задание.
Однажды вечером, вернувшись из очередной агитпоездки (выражение Долговязого Джона), мы искупались, переоделись, молча, со вкусом поужинали и уже хотели ложиться спать, как вдруг снизу донеслись необычные звуки. Флейты, барабаны, поющие голоса… Потом между деревьями замелькали огоньки: целая вереница людей с фонарями в руках поднималась вверх по дороге.
— Это ещё что за явление? — насторожился Долговязый Джон; дорога кончалась у наших домов.
— Не знаю,— ответил я.— Вероятно, какая-нибудь депутация из селения. Может, ста-роста велел своему оркестру поиграть для нас?
Мы терпеливо ждали; наконец гурьба поющих африканцев подошла к нашему дому и выстроилась в шеренгу перед верандой. Двое в середине шеренги держали на плечах шест, на котором висела довольно большая клетка из толстых жердей.
— Ага! Сказал я Долговязому Джону.— Похоже, первая говядина прибыла. Только смотри, не очень восторгайся, что бы там ни оказалось, не то цена сразу подскочит.
— Что вы, что вы! Постараюсь сделать вид, будто это такая гадость, что мы её даром не возьмём.
— Ну, друзья, что же вы принесли? — обратился я к собравшейся компании.
— Говядину, сэр, говядину! — последовал дружный ответ, и в свете фонарей засверкали белые зубы.
Гордо улыбаясь, ловцы опустили клетку на землю, и мы попытались рассмотреть со-держимое сквозь щели. Судя по клетке, должно быть довольно крупное животное… Нет, ни-чего не видно. Тогда мы перетащили клетку на свет и перерезали прутья, которыми была привязана крышка.
— Берегитесь, сэр! — сказал один из охотников, когда я осторожно взялся за крыш-ку.— Эта говядина вас укусит.
Приподняв крышку, я заглянул внутрь, и вдруг из клетки высунулась прелестная рожица. Она принадлежала крохотному мартышонку, который вполне уместился бы в чайной чашке. Зелёная мордочка, на носу белое пятно сердечком… Из темноты на меня уставились блестящие глазки, и мы услышали пронзительный писк, который вскоре стал привычной музыкой для обитателей базового лагеря. Я откинул крышку и извлёк детёныша из ящика. У него была зеленоватая спинка, длинный хвост и грустное личико. Вцепившись в мои пальцы, он снова пискнул дрожащим голоском.
— Эта говядина не кусается,— сказал я охотнику.— Это не взрослая обезьяна, это де-тёныш.
Знакомая уловка: почему-то африканцы убеждены, что, преувеличивая свирепость пойманного животного, они больше за него получат.
Долговязый Джон бережно принял мартышонка в свои широкие ладони, а я приступил к переговорам. <…>
Очень довольные сделкой, гости покинули нас, громко распевая под дробь маленького барабана. Они исчезли за деревьями, а мы с Долговязым Джоном поспешили раздобыть тёп-лого молока и покормили изголодавшегося малыша. Потом устроили в одной из клеток тёп-лую постель из сухих банановых листьев и уложили его спать. 
(По Дж. Дарреллу)
Вопросы и задания к тексту
— Где происходит действие рассказа?
— С какой целью автор приехал в Африку?
— Правильно ли поняли автора аборигены? Как они поняли слово «говядина»?
— Кто помогал автору во время «агитпоездок»?
— Какого «страшного» зверя принесли африканцы?
— Выпишите ключевые слова.
— Составьте план текста.
— Перескажите содержание текста по плану.
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
VII. Итог урока
Вопрос учащимся.
— Какое упражнение, выполненное на уроке, показалось вам самым сложным?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 569 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: