Урок № 47 Глагол. Неопределённая форма глагола. Развитие речи. Культура речи. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 47 Глагол. Неопределённая форма глагола. Развитие речи. Культура речи.

Урок № 47
Глагол. Неопределённая форма глагола. Развитие речи. Культура речи.
 Речевая тема «Животный мир в дикой природе»
Цель: ознакомить учащихся с глаголом как частью речи; обучить их умению распознавать инфинитив; углубить знания о синонимах; развивать культуру речи школьников
Ожидаемые результаты: учащиеся находят глагол в предложении, определяют его значение, распознают неопределённую форму глагола и правильно произносят её; усвоили новый лексический материал, изучая речевую тему «Животный мир в дикой природе».
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания.
(См. урок № 45.)
2. Анализ контрольной работы.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
В украинском языке есть часть речи, которая называется дієслово. В русском языке это глагол. Сегодня мы начинаем серию уроков, посвященных глаголу. Глагол — важная часть речи, так как обозначает действие предмета, а мир наполнен действиями, которые передают-ся с помощью глагола. Сегодня на уроке мы поговорим о неопределённой форме глагола.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Глагол как самостоятельная часть речи.
Глагол — одна из самых больших частей речи в современном русском языке (примерно пятая часть речи всех слов — глаголы). Никакая другая часть речи не имеет такой богатой и сложной системы грамматических форм.
Глагол — самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие дей-ствие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы что делать? (мыть, ре-шать, играть, строить) и что сделать? (вымыть, решить, сыграть, построить). Морфо-логически это значение выражается в категориях лица, времени, наклонения, вида и др. Ка-тегории рода тоже свойственны некоторым глагольным формам.
От глагола зависит падежная форма имени существительного, местоимения или числи-тельного: командовал взводом, написал книгу, встретил его, прочитал пять книг.
В предложении глагол выступает сказуемым, в форме инфинитива — всеми второсте-пенными членами, иногда может быть даже подлежащим.
2) Неопределённая форма глагола (инфинитив).
Неопределённая форма глагола, или инфинитив,— это начальная форма глагола, ко-торая называет действие, процесс безотносительно к лицу, числу, времени и наклонению. Это самое общее название какого-либо действия или процесса: работать, чинить, верить и др. Именно в неопределённой форме глаголы и отвечают на вопросы что делать? что сде-лать?
Неопределённая форма глагола не имеет значений времени, наклонения, лица и числа. Все остальные грамматические значения у неопределённой формы есть.
Большинство глаголов в инфинитиве имеет суффикс -ть и -ти: думать, строить; вез-ти, идти и др.
Глаголы на -чь в современном языке представляют собой небольшую группу: беречь, влечь, жечь, лечь, мочь, запрячь, обречь, печь, пренебречь, сечь, стеречь, стричь, течь, то-лочь.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Тренировочное упражнение.
Поставьте глаголы в неопределённую форму. На какие вопросы они отвечают?
Читаешь, бреешься, гоняешь, бережёшь, достигнешь, несёшь, везёшь, можешь, течёшь, идёшь, вынесешь, вывезешь, хочешь, стираешь, блестишь, будишь, будешь, терпишь, рас-стилаешь.
2. Работа с пословицей.
Выпишите из пословиц глаголы в неопределённой форме, определите их спряжение.
С тем не ужиться, кто любит браниться. И мудрому человеку совет требуется. Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться. Кто хватится, тот с горы свалится. Дело мастера боится.
3. Орфоэпический практикум.
Прочитайте глаголы с соблюдением орфоэпических норм.
Образец: бороться — боро[ц:а].
Решиться, умыться, построиться, волноваться, веселиться, разгорячиться, баловаться.
4. Орфографический практикум.
Запишите глаголы в два столбика: 1) с проверяемой гласной; 2) с непроверяемой гласной. К глаголам с проверяемой гласной подберите проверочные слова.
Расцв..тать, расп..вать, зан..маться, прим..рять (платье), прим..рять (друзей), св..ркать, защ..тить, пог..сить, пом..гать, разл..ваться.
5. Лексический практикум.
К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы-синонимы.
Смотреть — …, желать — …, сказать — …, велеть — …, грозить — …, думать — …, зябнуть — …
6. Творческая работа.
1) Составьте и запишите предложения с данными глаголами.
Надеть, одеть; развиваться, развеваться.
2) Замените словосочетания глаголом в неопределённой форме.
Образец: принять решение — решить.
Привести в исполнение — …, принять участие — …, задать вопрос — …, оказать вли-яние — …, дать приказание — …, оказать помощь — …, бросить взгляд — …
7. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
Я стоял и смотрел на оплетённый туманом лес; вдруг из долинки перед домом ко мне донеслись какие-то звуки. Очень приятные звуки, словно шорох волн на каменистом берегу. Так шуршат листья, когда обезьяны прыгают по деревьям, но я не мог сразу разглядеть, ка-кие это обезьяны. Они направлялись к могучему дереву на склоне, метрах в двухстах от ве-ранды. Красивое дерево: зеленовато-серый ствол, сочная зелень листвы, россыпь ярко-алых стручков длиной около пятнадцати сантиметров.
Опять треск и шорох… На секунду воцарилась тишина, и вдруг всё дерево словно рас-цвело, причём каждый цветок был обезьяной. У меня захватило дух: я узнал красно-чёрных гверец. Густая каштаново-красная и угольно-чёрная шерсть переливалась в лучах утреннего солнца, будто лаковая. Упоительное зрелище!
Я насчитал около полутора десятков гверец да ещё двух-трёх детёнышей. Забавно было глядеть, как малыши, перебираясь с места на место, хватаются без разбора то за ветви, то за хвосты родителей. Меня удивило, что гверецы пренебрегают стручками, зато жадно едят мо-лодые листья и побеги. Любуясь этими на редкость красивыми обезьянами, я сказал себе, что непременно надо раздобыть несколько экземпляров для нашей коллекции. Гверецы продол-жали мирно завтракать, обмениваясь тихими возгласами; вдруг на веранде появился Саду с гремящим подносом, и, когда я снова поглядел на дерево, обезьяны уже исчезли. Приступая к чаепитию, я вспомнил одну не очень умную женщину, которая на приёме в Фритауне ска-зала мне: «Не понимаю, мистер Даррелл, и что это вас тянет куда-то в глушь! Там же нет ни-чего интересного». Вот бы показать ей этих гверец! 
(Дж. Даррелл)
Вопросы и задания к тексту
— Что привлекло внимание автора в тот момент, когда он сидел на веранде?
— Кто издавал приятные звуки, напоминавшие шорох морских волн?
— Составьте и запишите синонимические ряды к выделенным словам.
— Составьте план, перескажите по нему содержание текста.
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
VII. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Какую часть речи называют глаголом?
— Как заканчиваются глаголы в неопределённой форме?
— Правильно произнесите глаголы пробежаться, согреться, присмотреться, улыб-нуться, откликнуться.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 2306 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: