Урок № 45 Личные, притяжательные, указательные местоимения. Развитие речи. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 45 Личные, притяжательные, указательные местоимения. Развитие речи.

Урок № 45
Личные, притяжательные, указательные местоимения. Развитие речи. 
Культура речи. Речевая тема «Задрал нос — и кочергой не достанешь»
Цель: ознакомить учащихся с особенностями личных, притяжательных, указательных ме-стоимений; развивать культуру речи
Ожидаемые результаты: учащиеся знают личные, притяжательные и указательные место-имения, умеют склонять их, употребляют в речи отдельные личные местоимения, фор-мы которых не совпадают в русском и украинском языках (мне, тебе, ему, ей и т. д. — укр. мені, тобі, йому, їй и т. д.), образуют формы наиболее частотных притяжательных местоимений (мой, твой — укр. мій, твій и т. д.), уместно используют указательные местоимения (этот, эта, это — укр. цей, ця, це); пополнили словарный запас, изучив тему «Задрал нос — и кочергой не достанешь».
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучать тему «Местоимение». Поговорим о разрядах место-имений. Вы узнаете о личных, притяжательных и указательных местоимениях.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Личные местоимения.
Слова я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они — личные местоимения. Местоимения ука-зывают на предметы, но не называют их. Я, мы — местоимения 1-го лица, ты, вы — место-имения 2-го лица, он, она, оно, они — местоимения 3-го лица.
Данные местоимения изменяются по лицам и числам. В предложении личные место-имения обычно выступают в роли подлежащего или дополнения.
В русском речевом этикете местоимение 2-го лица множественного числа — форма вежливости при обращении к другому лицу. В рамках литературной речи вы свидетельствует об официальности отношений собеседников.
2) Притяжательные местоимения.
В русском языке есть также группа притяжательных местоимений, которые указывают на принадлежность: мой, наш, твой, ваш, свой. Принадлежность может выражаться и при помощи личных местоимений — в форме Р. п. личного местоимения третьего лица: Я знаю его (её, их) сестру. Форма их является нормативной, а ихний — просторечной, в отличие от украинского языка.
3) Указательные местоимения.
Также в русском языке часто используются указательные местоимения. К ним относят-ся: этот, тот, такой, таков, сей, оный (устаревшие слова), столько. В предложении указа-тельные местоимения чаще всего бывают определениями: Был такой жаркий день. Место-имение таков выступает в функции сказуемого: И был таков.
Местоимения сей, оный уже в начале XIX в. считались устаревшими, хотя ещё упо-треблялись. В современной речи они встречаются в составе устойчивых оборотов: во время оно, до сих пор, на сей раз, по сей день. Также они могут использоваться в целях стилизации и для достижения комического эффекта.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Морфологический практикум.
Выпишите из предложений личные местоимения. Укажите лицо и число.
Утром я встаю рано. Мы с братом собираемся в школу. Он учится в пятом классе. Обычно брат спрашивает: «Ты будешь завтракать?» Тут выходит мама и говорит: «А вы зу-бы почистили?» Она у нас строгая. Мои родители уходят рано, они всегда торопятся на ра-боту.
2. Синтаксический практикум.
1) Запишите. Найдите и подчеркните притяжательные местоимения как члены предложе-ния, укажите их форму.
Я прошу тебя передать Серёже мой привет. Серёжа просит тебя прислать твою фото-графию. Мы аккуратно поливаем наши цветы. Я оставил у Вити свой карандаш. Он очень бережёт свое здоровье.
2) Найдите в предложениях указательные местоимения. Выпишите их в составе словосо-четаний. Разберите словосочетания синтаксически.
В этом доме живут мои друзья. Эта книга мне очень нравится. В этом кафе очень уют-но. В этот лес мы обязательно сходим. Это та тетрадь, которую я искал. Это то письмо, кото-рое я ждал.
3. Тренировочные упражнения.
1) Запишите предложения, заменяя существительные личными местоимениями.
Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво. Вокруг школы растут яблони. Весной яблони очень красиво цветут. За школой начинается сосновый бор. Бор тянется до самой реки.
2) Просклоняйте личные местоимения я, вы, она.
3) Запишите предложения, ставя местоимения в нужную форму, указав их падеж и число.
Дед провожает (я) до опушки. И кажется (я), что синему лесу нет конца. Я иду по саду и смотрю на яблони, яблоки висят надо (я). Рано по утру (мы) спускаемся к озеру. На озере уплывают от (мы) два лебедя. Уже поздно, (мы) пора уходить домой.
4. Перевод.
Переведите текст на русский язык. Найдите и подчеркните местоимения как члены предложения. К какому разряду они относятся?
Згадую, як у той рік я пішов до школи. Моя мамуля пішла зі мною. Я дуже хвилювався. Навколо дорослі і діти були схвильовані, але дуже щасливі. В руках діти тримали квіти. По-переду було щось невідоме, але дуже привабливе. Той день і ті квіти я добре пам’ятаю.
5. Лексический практикум.
Спишите, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу местоимения.
За рекой был луг. На … лугу ребята часто играли в футбол. Малышей позвали пить чай. … игрушки остались в песочнице. Отец подарил мне книгу. Об … книге я давно мечтал.
6. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
НЕКРАСИВАЯ ЁЛКА
В датском говорящем лесу росли говорящие деревья. Они разговаривали только по-датски.
В жаркие солнечные дни, изнемогая от зноя, деревья перешёптывались друг с другом так тихо, что даже чуткие птицы не могли разобрать, о чём они шепчутся. Зато, как только поднимался ветер, в лесу начинался такой шумный разговор, что без труда мог услышать всякий.
Самой болтливой в лесу была Осина. Её голос, звенящий одиннадцатью тысячами ли-сточков, не умолкал и в полдень. Осина любила позлословить, как, впрочем, и Берёза. А Ёлка наоборот. Ёлка была на редкость молчалива и задумчива. Она, в отличие от своих стройных и красивых сестёр, росла не очень красивой. Даже, скажем прямо, совсем некрасивой: однобокой и кривой.
Ёлку не любили её лесные собратья, хотя ни одному из них она не сделала ничего дур-ного. Она не затеняла им солнце, не лишала их влаги, не шелестела, как Дуб или Ясень. Во-обще она вела себя очень скромно. Но деревья усвоили отвратительную манеру отношения друг к другу — по внешности. По одёжке. По красоте ветвей и строению кроны. А Ёлка была дурнушкой. Это и послужило поводом для насмешек самовлюблённого Ясеня, молодого красавца Клёна и Берёзы с изысканно тонкими ветвями.
Не взлюбили они Ёлку и потому, что ей оказывал особое внимание Сказочник, пользо-вавшийся большим уважением в лесу. Он часто садился под елью со своими тетрадями и пи-сал сказки или задумчиво мечтал. Почему он предпочитал именно её тень, никто не знал, но болтали в лесу разное.
Ясень говорил, что Сказочник, так же как и Ёлка, одинок, некрасив и долговяз. Клён находил, что Ёлка специально для Сказочника осыпает мягкие иглы, чтобы ему было удоб-нее сидеть под нею. Берёза городила такое, что лучше не повторять этого. И вообще мы не должны брать на себя роль Ветра, который разносит нелепые лесные слухи.
К тому же нам давно пора приступать к главному, и начать с того, как в лес однажды пришли лесорубы и срубили старый Дуб и как в лесу раздался громкий плач. Плакали дети, внуки, племянники и друзья старого Дуба. Им казалось, что всё уже кончено. И особенно после того, как старый Дуб был распилен на кряжи и увезён из леса.
Когда дубовая родня оплакивала свежий пень, появился Сказочник. Ему тоже было жаль, что не стало зелёного богатыря, трёхсотлетнего Дуба. И его слеза капнула на срез пня.
Но слёзы никогда не помогают горю. Зная об этом, он решил рассказать сказку о том, во что иногда превращаются деревья, когда их увозят из леса.
— Господа,— сказал он по-датски, обращаясь к деревьям,— не угодно ли вам прослу-шать сказку о вашем завтрашнем дне?
В говорящем лесу стало тихо. Деревья насторожили свои листья и стали слушать.
— Никому из вас, как, впрочем, и мне,— начал Сказочник,— не хочется покидать этот прекрасный лес. Но не все, уходя из него, перестают жить. Не все, оказавшись срубленными, умирают.
Лес зашумел и насупился. Начало сказки показалось деревьям не более, чем утеши-тельным враньём. <…>
— А известно ли вам, господа, что Дуб проживёт ещё сотни и сотни лет, когда он ста-нет дубовым резным потолком библиотеки? А он станет именно им. Так ли уж плохо это, господа деревья?
Деревья одобрительно зашелестели. Теперь Сказочник спокойно уселся на золотой ко-вёр мягкой еловой осыпи и стал говорить о том, как снова придут в лес лесорубы и спилят созревшие деревья, не давая им сгнить на корню и превратиться в ничто. Спиленные деревья станут домом, мостом, музыкальными инструментами, мебелью или паркетным полом, чтобы жить и служить поколениям.
— Так ли уж это плохо, господа? — сказал он и продолжил сказку о том, как одна меч-тательница, Сосна, превратилась в корабельную мачту и побывала в Индии, Китае, на Ку-рильских островах… Стал рассказывать, как одна Осина стала тридцатью тремя корытами.
— Превращение в корыта хотя и не так заманчиво,— сказал он,— но всё же стать ко-рытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого.
— Это верно,— заметила слегка обиженная Осина,— превратиться в корыта куда при-ятнее, нежели стать дровами. Да, дровами,— повторила она, покосившись на некрасивую Ёлку и окидывая её неприязненным взглядом от корня до вершины.
Заметив этот взгляд, самовлюблённый Ясень спросил Сказочника:
— А почему бы Вам не рассказать об еловых дровах?
— Вот именно,— поддержал надменный Клён.— Это бы вселило радужные надежды одной нашей общей знакомой.
Сказочник смутился. Ему не хотелось огорчать некрасивую Ёлку. Он любил её. Он жа-лел её. Но правда выше любви и жалости.
— Господа,— тихо сказал Сказочник,— разве уж так плохо сгореть для других? Ведь должен же кто-то своим огнём радовать детей и согревать их в зимнюю стужу. Должен же кто-то выпекать хлебы и плавить металл.
— Да, конечно, конечно, господин Сказочник, кто-то должен это делать,— подтвердил Ясень.— Но согласитесь, что всё-таки лучше стать полированным столом или буфетом, нежели золой или пеплом.
— Хотя, усмехнулась Берёза,— зола тоже на что-то нужна. Ею, кажется чистят ка-стрюли и посыпают тротуары. Так ли уж это плохо, господа? — прошелестела она, издева-тельски повторяя фразу Сказочника.
Деревья дружно захохотали. <…>
Прошло время.
Ясень, Клён и Берёза были распилены на большие кряжи и затем отправлены на ме-бельную фабрику. Осину предназначили для корыт.
Дошла очередь и до некрасивой Ёлки. Её распилили на мелкие чурбаки. «Так и есть,— подумала Ёлка,— я стала дровами».
Ёлка забыла слова Сказочника о том, что «никто не знает, как может повернуться судь-ба».
Судьба Ёлки повернулась самым неожиданным образом. Ёлка попала на бумажную фабрику и превратилась в ослепительно белые, тонкие, плотные листы бумаги.
Теперь перед нею открылись тысячи возможностей. Ёлку отправили в типографию, и там она стала превращаться в книгу сказок. Это были сказки, слышанные ею в дни юности в говорящем лесу.
— Неужели мы с вами встретились снова?— сказала Ёлка, ставшая бумагой, увидев Сказочника. 
(По Е. Пермяку)
Вопросы и задания к тексту
— Кого имел в виду автор, описывая датского Сказочника?
— Почему все деревья презирали Ёлку?
— Составьте план текста и перескажите по нему сказку.
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
VII. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Какую часть речи называют местоимением?
— Какие разряды местоимений вы знаете?
— Как изменяются личные местоимения? Просклоняйте местоимения мы, они.
— Что обозначают притяжательные местоимения? Составьте и назовите словосочета-ния с притяжательными местоимениями.
— Приведите примеры предложений или словосочетаний с указательными местоиме-ниями.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 1419 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: