Урок № 44 Местоимение как часть речи. Развитие речи. Культура речи. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 44 Местоимение как часть речи. Развитие речи. Культура речи.

Урок № 44
Местоимение как часть речи. Развитие речи. Культура речи. 
Речевая тема «Выпустил словечко — не догонишь на крылечке»
Цель: сформировать у школьников представление о местоимении как части речи, показать роль местоимений в речи; развивать культуру речи, изучая речевую тему
Ожидаемые результаты: учащиеся находят местоимение в предложении, определяют его значение; умеют анализировать художественный текст, составлять его план; расширили свой лексикон, изучая речевую тему «Выпустил словечко — не догонишь на крылечке».
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы знакомимся с местоимением как частью речи.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Местоимение как часть речи.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, включающая слова, которые непо-средственно не называют предметы и их признаки, а лишь указывают на них. В отличие от других частей речи (кроме числительного) местоимения выделяются из состава лексики на основе фун¬кциональных признаков, а не лексико-морфологических. Они заимствуют эти признаки у тех частей речи, с которыми соотносятся.
2) Функционирование местоимений в предложении.
Местоимение указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения изменяются по падежам: столько, стольких, стольким и т. д. Есть место-имения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам: этот, этого, этому — эти, этих, этим и т. д.
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и опреде-лениями: Вы пришли вовремя; Вас не приглашали; Вашими устами да мёд пить.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Наблюдение над языковым материалом.
(Стихотворение записано на доске.)
1) Прочитайте стихотворение.
Кто это он? Что изучил скворец за много лет? Могли бы вы ответить на эти вопросы, если бы не было первых двух строчек? Являются ли слова он, её названиями предметов или только указывают на эти предметы?
Скворец летел к себе домой.
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много лет
Её по множеству примет.
(С. Михалков)
2) Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какие — на признак, а какое — на количество? На какие вопросы отвечают эти местоимения? Какими членами предложения являются? Укажите падеж выделенных местоимений?
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнётся насто-ящая весна.
2. Морфологический практикум.
1) Определите род и число местоимений в словосочетаниях.
Такая погода, такой день, такое солнце, такие ребята.
2) Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также сло-ва, вместо которых они употреблены. Укажите падеж выделенных местоимений. В ка-ком случае местоимение связывает самостоятельные предложения, а в каких — про-стые предложения в составе сложного?
Я услыхал сегодня первый гром… Он в полдень прогремел из тучки малой. (А. Голенищев-Кутузов) Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что … горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет) Всё чаще снится мне мой корабельный бор. В нагорной вышине раскинул … шатёр. (Л. Татьяничева)
3. Синтаксический практикум.
Запишите предложения. Подчеркните указанные местоимения как члены предложения.
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздо-равливали от тяжёлой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. (А. Чехов)
4. Редактирование.
Найдите и исправьте недочёты в употреблении местоимений.
Я заходил к учительнице, но их не было дома. После сна группа пошла в лес. Они дол-го не возвращались. Враг был силён, но они скоро сдались. Собачонке было три недели, и у него начали прорезываться глаза.
5. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
Сегодня я занял третье место в стиле баттерфляй и расскажу об этом папе. Он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а маль-чишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может пото-нуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернёт-ся?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился до-мой, и, когда я вошёл в комнату, мама сразу спросила:
— Ты что так сияешь?
Я сказал:
— А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал:
— Это какое же?
— Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй…
Папа сказал:
— Ну и как?
— Третье место!— сказал я.
Папа прямо весь расцвёл.
— Ну да? — сказал он.— Вот здорово! — Он отложил в сторону газету.— Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня ещё лучше настроение стало.
— А кто же первое место занял? — спросил папа.
Я ответил:
— Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это нетрудно было…
— Ай да Вовка! — сказал папа.— Так, а кто же занял второе место?
— А второе,— сказал я,— занял рыженький один мальчишка, не знаю, как зовут. На лягушонка похож, особенно в воде…
— А ты, значит, вышел на третье? — Папа улыбнулся, и мне это было очень прият-но.— Ну что ж,— сказал он,— всё-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзо-вая медаль! Ну а кто же на четвёртом остался? Кто занял четвёртое?
Я сказал:
— Четвёртое место никто не занял.
Он очень удивился:
— Это как же?
Я сказал:
— Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Климка, все-все. Вовка — первое, рыжий лягушонок — второе, а мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли тре-тье. Так инструктор сказал!
Папа сказал:
— Ах вот оно что… Всё понятно!..
И он снова уткнулся в газету.
А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.
(По Ю. Драгунскому)
Вопросы и задания к тексту
— Почему у мальчика было хорошее настроение?
— Кто первым заметил, что у ребёнка радостное настроение?
— Почему инструктор по плаванью сказал, что все мальчишки заняли третье место, кроме тех, кто уже хорошо умеют плавать?
— Правильно ли повёл себя отец в данной ситуации?
— Захочется ли сыну в следующий раз порадовать отца своими успехами?
— Напишите мини-сочинение о том, как бы вы повели себя в данной ситуации на месте отца.
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
VII. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Какую часть речи называют местоимением?
— Какова роль местоимений в предложении?
— Какими членами предложения обычно бывают местоимения?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (02.03.2014)
Переглядів: 1118 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: