Урок № 43 Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Искусство быть вежливым» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 43 Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Искусство быть вежливым»

Урок № 43
Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. 
Речевая тема «Искусство быть вежливым»
Цель: дать учащимся сведения об имени числительном как части речи, научить пятикласс-ников отличать числительные от других частей речи; развивать культуру речи школь-ников
Ожидаемые результаты: учащиеся находят имя числительное в предложении и определяют его значение, передают числа на письме словами и цифрами, приводят примеры других частей речи, имеющих значение количества; умеют членить текст на части и выделять ключевые слова, изучая тему «Искусство быть вежливым».
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы говорим о числительном. В жизни нам часто приходится считать количе-ство предметов вокруг нас: сколько дней в году, сколько человек учится в классе, какой у тебя номер телефона, сколько стоит тот или иной товар. Для всего этого нам нужны имена числительные.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Числительное как самостоятельная часть речи.
Имя числительное — это часть речи, объединяющая слова, которые называют количе-ство чего-либо и выражают это количество при помощи чисел, а также слова, называющие порядок предметов по счёту. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? который? Например: (сколько?) два, три, пять, семь, одиннадцать, сто четырнадцать; (который?) второй, третий, восьмой, сороковой, сто восемнадцатый.
Числительные сочетаются с существительными или словами, выступающими в значе-нии существительного: шесть слонов, пятьдесят два дома, одна вторая торта и др.
2) Грамматические категории имени числительного.
Имена числительные, обозначающие количество, изменяются по падежам: шестьде-сят, шестидесяти, шестьюдесятью и т. д. По родам и числам они не изменяются. Пред-ставляют интерес частные особенности числительных. Так, числительное один (одна, одно) изменяется по родам, как прилагательное. Числительные сорок, девяносто, сто имеют толь-ко две формы: сорок — сорока, девяносто — девяноста, сто — ста. Числительное полтора (полторы) имеет во всех косвенных падежах (кроме В. п.) форму полутора, у числительного полутораста — только одна форма.
Числительные, обозначающие порядок при счёте, изменяются как прилагательные.
3) Синтаксическая функция имени числительного.
Числительные, изменяющиеся как прилагательные, в предложении выполняют функ-цию определения: Второй день показался ему по-настоящему зимним. Однако могут вхо-дить и в состав сказуемого: Спортсмен пришёл к финишу вторым.
Числительные, обозначающие количество, в предложении выступают частью подле-жащего: Два корабля стояли у пристани. Также они могут быть обстоятельством: Деревня находилась в полутораста километрах от города.
4) Значение числительных.
Числа играют важную роль в жизни людей. В числах обозначают время и расстояние, указывают вес товара и его стоимость, количество чего-либо.
В важных документах требуется записывать число цифрами и словами.
5) Отличие имён числительных от других частей речи с числовым значением.
Имена числительные следует отличать от слов со значением количества, относящихся к другим частям речи. Чтобы правильно определить часть речи, нужно задать к слову вопрос. Например: (кто?) пятиклассники (имя существительное); (сколько?) пятеро (имя числительное).
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Синтаксический практикум.
Спишите. Обозначьте числительные как члены предложения.
На пришкольном участке ребята посадили восемь яблонь, семь черешен, одиннадцать груш, пятнадцать вишен. В году двенадцать месяцев, пятьдесят две недели, триста шестьде-сят пять дней. Моему младшему брату одиннадцать лет, а сестре четыре года. В магазине мы купили один лимон, семь апельсинов, десять мандаринов. Мой друг живёт в седьмой квартире, а я в одиннадцатой.
2. Морфологический практикум.
1) Письменно ответьте на вопросы. Какие числительные вы используете в ответах? Обо-значьте падеж числительных.
— В каком году вы родились?
— Сколько вам лет?
— Сколько учеников учится в вашем классе?
— Назовите номер вашего дома.
— Сколько этажей, подъездов в вашем доме?
— Сколько стоит ваше любимое мороженое?
— В скольких городах вы побывали?
2) Запишите в левый столбик имена числительные, а в правый — другие части речи. Как вы отличаете числительные от других частей речи?
Три, тройня, трёхлитровый, трое, семеро, седьмой, семь, семёрка, семидневный, пять, пятый, пятеро, пятёрка, пятикопеечный.
3. Работа с пословицей.
Запишите пословицы. Подчеркните числительные как члены предложения.
Ум хорошо, а два лучше. Один за всех, все за одного. Семь бед — один ответ. Обещан-ного три года ждут. Старый друг лучше новых двух. Семеро одного не ждут. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
СОВЕТЫ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА
— Не старайся казаться не тем, кто ты есть на самом деле. Не хвастай своими знания-ми, талантами и успехами, равно как и деньгами, имуществом, драгоценностями или обста-новкой квартиры.
— Старайся не давать обещаний, которые ты не сможешь выполнить.
— Уважай мнение другого человека, но не следуй ему рабски.
— Беседа должна быть занимательной. Не надо заниматься и пустой болтовней, от ко-торой другим ни пользы, ни удовольствия.
— Прерви беседу, если почувствуешь, что собеседник слушает тебя без внимания.
— Не отделяйся с группой собеседников от остального общества.
— Не покидай собеседника, пока тот не закончил говорить.
— Не горячись и не раздражайся, если собеседник станет тебе возражать.
— Не шепчись. Если тебе надо шепнуть кому-либо из собеседников что-то на ухо, скажем, обратить его внимание на какое-либо упущение в туалете и т. п., отведи его в сторо-ну. Говори медленно и внятно и смотри при этом собеседнику в глаза.
— Указывать на других пальцем недопустимо. Во время разговора твои руки не долж-ны находиться в карманах или покоиться на плечах собеседника.
— Если гости говорят на родном языке, то не вступай с другими в разговор на ино-странном языке.
— Не мешай общей беседе за столом, громко переговариваясь с сидящим от тебя в от-далении.
— Не вступай в разговор на улице со своим знакомым, если тот спешит.
— Не суди о своих знакомых только по разговорам с ними. Важны не их слова, а дела.
(Из журнала)
Вопросы и задания к тексту
— Как нужно вести себя во время беседы?
— Как необходимо поступить, если собеседник торопится и не может вести беседу?
— Перечислите правила поведения, данные в «Советах культурного человека».
VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
3) Творческое задание. Вспомните и запишите 6–7 примеров названий сказок, литера-турных произведений, в состав которых входили бы числительные.
VII. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Какая часть речи называется именем числительным?
— Как отличить числительное от других частей речи?
— Когда мы используем имена числительные?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (01.03.2014)
Переглядів: 1374 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: