Урок № 42 Окончания имён прилагательных. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Как мы выглядим?» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 42 Окончания имён прилагательных. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Как мы выглядим?»


Урок № 42

Окончания имён прилагательных. Развитие речи. Культура речи.
Речевая тема «Как мы выглядим?»

Цель: развивать у школьников навыки правильного произношения прилагательных на -ого, -его; продолжить работу по формированию навыков правописания падежных окончаний прилагательных; развивать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся знают окончания прилагательных и правильно их произносят, верно пишут и произносят формы прилагательных (кроме притяжательных) в именительном падеже единственного и множественного числа, сопоставляя их написание и произношение в украинском языке (например: синяя — укр. синя; синие — укр. сині); усовершенствовали свою речь, изучив тему «Как мы выглядим?»

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня вы будете работать над формированием навыков правописания падежных окончаний прилагательных. Кроме того, продолжите изучать речевую тему «Как мы выглядим?».

III.      Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

В русском языке в именах прилагательных мужского рода в родительном падеже пишутся окончания -ого, -его.

Если окончание безударное, нужно быть внимательным при выборе гласной. После мягкого согласного в окончании пишем -е, а после твёрдого — о. Гласная е пишется и после шипящих согласных.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Акцентологический практикум.

Запишите словосочетания в форме родительного падежа, поставьте ударения.

Громкий голос, хороший подарок, большой дом, интересное путешествие, тёмный вечер, зимний день.

2.   Орфографический практикум.

1)   Докажите правильность написания безударных окончаний имён прилагательных. Составьте и запишите предложения, используя в качестве строительного материала данные словосочетания.

Ранним утром, в дремучем лесу, крепкого здоровья, о храбром зайце, яркому солнцу, за деревянным домом.

2)   Поставьте данные словосочетания в предложный падеж. Запишите их. Графически объясните выбор букв в безударных окончаниях прилагательных.

Пушистый снег, душистый ландыш, маленький рыжик, грустный взгляд, чужой город, чудесное утро, жилой дом, активный участник, серьёзная причина, коренной житель, поздний ужин.

3.   Работа с текстом.

Запишите текст. Найдите имена прилагательные. Определите их род, число, падеж.

Весна в Киеве

Весна в прекрасном Киеве начиналась с разлива могучего Днепра. Стоило только выйти на Владимирскую горку, и тотчас перед глазами распахивалось голубое, беспредельное море. Но, кроме широкого разлива Днепра, в Киеве начинался и другой разлив — солнечного сияния, свежести, тёплого и душистого ветра.

(По К. Паустовскому)

4.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Чаще всего он [профессор] обращал свою речь к студентке во втором ряду прямо против кафедры. Он, конечно, совершенно не знал, была ли она блондинкой или брюнеткой, носила ли короткие или длинные волосы, была ли красавицей или уродом. Помимо него, эстетическое чувство, весьма в нём развитое, установило очень правильный выбор, так как сидевшая против него девушка заслуживала своей внешностью и всякого иного внимания — греческой правильностью черт, строением и чистотой лба, несомненностью физического здоровья и необыкновенной ясностью глаз, которых она никогда не отводила. Её можно было назвать образцом внимательности; видимо, ни одно слово профессора не проходило мимо её ушей, ни один оттенок его мысли не оставался чуждым её ответному пониманию. Самому профессору казалось, что его речь целиком поглощается бездонной ясностью этих глаз, всегда на него устремлённых, бездонной и ненасытимой, потому что не видно в них ни малейшего утомления, даже ни малейшего следа тяжёлой мыслительной работы: всё, что он говорит, воспринимается этими глазами с лёгкостью и естественностью, свидетельствующими об установлении крепкой и прочной связи между говорящим и слушающим, дающим и воспринимающим. Такое внимание, такое сотрудничество — не есть ли лучшая утеха и лучшее поощрение учителя?

(М. Осоргин)

Вопросы и задания к тексту

— Чем привлекла внимание профессора студентка во втором ряду?

— Опишите внешность девушки, отложив текст в сторону.

— Подберите синонимы к выделенным словам.

— Выпишите из текста синонимы и антонимические пары.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Какую часть речи называют именем прилагательным?

— Как изменяются имена прилагательные?

— Как определить падеж имени прилагательного?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (23.01.2014)
Переглядів: 663 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: