Урок № 41 Окончания имён прилагательных. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Как мы выглядим?» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 41 Окончания имён прилагательных. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Как мы выглядим?»


Урок № 41

Окончания имён прилагательных. Развитие речи. Культура речи.
 Речевая тема «Как мы выглядим?»

Цель: дать учащимся представление о склонении прилагательных, научить определять падеж прилагательного; развивать культуру речи школьников

Ожидаемые результаты: учащиеся знают падежные окончания прилагательных, верно изменяют изучаемую часть речи по родам, числам и падежам, умеют определять падеж прилагательного; изучая речевую тему «Как мы выглядим?», пополняют словарный запас.

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим знакомство с именем прилагательным. Поговорим о падежных окончаниях данной части речи.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

2.   Наблюдение над языковым материалом.

Просклоняйте прилагательные новый и синий с существительным плащ на русском и украинском языках. Выделите падежные окончания прилагательных. Сравните окончания прилагательных в русском и украинском языках.

3.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Лексический практикум.

Спишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. Выделите окончания прилагательных.

Айсберг — … гора, плавающая в море. Акробат — … гимнаст в цирке. Барбарис — … растение с красными кислыми ягодами. Концерт — … исполнение музыкальных произведений.

Справка: кустарниковый, искусный, ледяной, публичный.

2.   Грамматический практикум.

1)   Выпишите выделенные имена существительные с прилагательными-определениями. В скобках укажите вопросы. Обозначьте род, число, падеж.

Образец: поляна (какая?) лесная — ж. р., ед. ч., И. п.

Зима. Лесная поляна покрыта белым пушистым снегом. Возле куста из-под снега торчит старый трухлявый пень. Под корой запрятались от холода мелкие букашки. Все собрались в старый пень. Каждый занял в нём крохотную спаленку да и заснул на всю долгую зиму. (Г. Скребицкий)

2)   Запишите предложения, согласуя имена прилагательные, данные в скобках, с теми существительными, к которым они относятся. Выделите окончания прилагательных, укажите их род и падеж.

В (жаркий, летний) пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле. Сквозь (прошлогодний, бурый) листву кое-где растут высокие травы. Девочка погасила фонарь, присела на (крошечный) скамейку и начала (правый) рукой качать люльку, (левый) поправлять лучину. Я предвидел (бессонный) ночь.(И. Тургенев)

3.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

1)   Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Хозяйке было, наверное, за сто. Она шла к нам медленно, опираясь на суковатую палку, волоча ноги в валенках с галошами. Лицо у неё было тёмно-коричневое; из сплошной массы морщин выдавался вперёд и вниз нос, кривой и острый, как ятаган, а глаза были бледные, тусклые, словно бы закрытые бельмами.

— Здравствуй, здравствуй, внучек,— произнесла она неожиданно звучным басом.— Это, значит, и будет новый программист? Здравствуй, батюшка, добро пожаловать!..

Я поклонился, понимая, что нужно помалкивать. Голова бабки поверх пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта весёленькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: «Международная выставка в Брюсселе». На подбородке и под носом торчала редкая седая щетина. Одета была бабка в ватную безрукавку и чёрное суконное платье.

— Таким вот образом, Наина Киевна! — сказал горбоносый, подходя и обтирая с ладоней ржавчину.— Надо нашего нового сотрудника устроить на две ночи. Позвольте вам представить… м-м-м…

— А не надо,— сказала старуха, пристально меня рассматривая.— Сама вижу. Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, член ВЛКСМ, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет, а будет тебе, алмазный, дальняя дорога и интерес в казённом доме, а бояться тебе, бриллиантовый, надо человека рыжего, недоброго, а позолоти ручку, яхонтовый…

(А. и Б. Стругацкие)

Вопросы и задания к тексту

— Что странного было в облике старухи?

— Перечислите элементы одежды, не сочетающиеся друг с другом.

— Какое впечатление производила старуха?

— К выделенным словам напишите ряды синонимов.

— К слову помалкивать подберите и запишите фразеологизмы-синонимы.

— Перескажите содержание текста, соблюдая авторские средства выразительности.

— Опишите своего соседа по парте, подобрав для этого соответствующие художественные средства (эпитеты, сравнения и др.).

2)   Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Около Кощея Бессмертного я задержался. Великий негодяй обитал в комфортабельной отдельной клетке с коврами, кондиционированием и стеллажами для книг. По стенам клетки были развешаны портреты Чингисхана, Гиммлера, Екатерины Медичи, одного из Борджиа и то ли Голдуотера, то ли Маккарти. Сам Кощей в отливающем халате стоял, скрестив ноги, перед огромным пюпитром и читал офсетную копию «Молота ведьм». При этом он делал длинными пальцами неприятные движения: не то что-то завинчивал, не то что-то вонзал, не то что-то сдирал. Содержался он в бесконечном предварительном заключении, пока велось бесконечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях. В институте им очень дорожили, так как попутно он использовался для некоторых уникальных экспериментов и как переводчик при общении со Змеем Горынычем. (Сам З. Горыныч был заперт в старой котельной, откуда доносилось его металлическое храпение и взрёвывания спросонок.) Я стоял и размышлял о том, что если где-нибудь в бесконечно удалённой от нас точке времени Кощея и приговорят, то судьи, кто бы они ни были, окажутся в очень странном положении: смертную казнь к бессмертному преступнику применить невозможно, а вечное заключение, если учесть предварительное, он уже отбыл…

(А. и Б. Стругацкие)

Вопросы и задания к тексту

— Гармонирует ли интерьер с портретом Кощея Бессмертного?

— Дополните внутреннее убранство клетки Кощея (пополните его библиотеку соответствующими книгами, поместите что-нибудь из мебели, например прокрустово ложе и т. п.).

— Дополните портрет персонажа описанием лица, выражения глаз и др.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Вопрос учащимся.

— Какое из упражнений, выполненных на уроке, показалось вам самым интересным?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (23.01.2014)
Переглядів: 599 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: