Урок № 40 Имя прилагательное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 40 Имя прилагательное как часть речи. Развитие речи. Культура речи.

Урок № 40
Имя прилагательное как часть речи. Развитие речи. Культура речи.
Речевая тема «Не тот хорош, кто пригож»
Цель: развивать у школьников умение распознавать прилагательные, определять их род и число, согласовывать прилагательные с существительными; углублять знания учащих-ся об антонимах; развивать культуру речи
Ожидаемые результаты: учащиеся находят имя прилагательное в предложении и определя-ют его значение, умеют согласовать прилагательное с существительным; указывают в предложенном фрагменте главное, отвечают на вопросы к тексту.
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
 I. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Лингвистическая разминка.
Сформулируйте и запишите полные ответы на вопросы, ставя слова из скобок в нуж-ный падеж. Запишите ответы, подчеркните окончания.
Где состоится парад? (площадь) Где разбит цветник? (площадка) Где записаны приме-ры? (тетрадка) Где записаны диктанты? (тетрадь) Где лежал больной? (кровать) Где спал ре-бенок? (кроватка) О каких хищниках вы читали? (лисица, рысь, медведь, волк) На каких ку-стах и деревьях набухли почки? (яблоня, сирень, акация, тополь)
2. Перевод.
Переведите предложения на русский язык. Помните, что в украинском языке есть спе-циальные формы для выражения обращений, а в русском используется только форма имени-тельного падежа.
Мамо, чи всі пташки на зиму відлітають? Ні, сестро, цього робити не можна. Допоможи старенькому, юначе. Дозволь, батьку, поїхати на канікули до бабусі.
3. Проверка домашнего задания.
 II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем разговор о самостоятельных частях речи — об имени прилага-тельном. Кроме того, вы выучите речевую тему «Не тот хорош, кто пригож» и пополните свой лексикон.
 III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Имя прилагательное как самостоятельная часть речи.
Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, включающая слова, которые обо-значают признак предмета, имеют зависимые формы рода, числа и падежа и отвечают на во-просы какой? чей? Формы рода, числа и падежа прилагательных характеризуются зависимо-стью от существительного, с которым согласуется прилагательное: новый костюм, новая книга, новое пальто.
2) Синтаксическая функция имени прилагательного.
В предложении прилагательное обычно выступает в функции определения или имен-ной части составного сказуемого: На воздушном океане, без руля и без ветрил, тихо плавают в тумане хоры стройные светил. (М. Лермонтов) — определения; Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) — часть сказуемого.
3) Склонение имён прилагательных.
Прилагательные изменяются по падежам, числам, а в единственном числе — по родам: чистая тетрадь — чистые тетради; чистый, чистая, чистые; чистый, чистого и т. д.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
 IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Слуховой диктант.
Прослушайте текст. Озаглавьте его. Запишите употреблённые в тексте существитель-ные с прилагательными, укажите падежи.
Хорош ясный, осенний, немножко холодный день. Берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче, чем летнее. Небольшая осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок шевелит и гонит листья.
(По И. Тургеневу)
2. Выборочный диктант.
Из каждой группы словосочетаний выпишите те, в которых есть прилагательные.
Белизна снега, белый снег, белеет снег; румянец на щеках, румяные щёки, мороз румя-нит щёки; смелость бойца, смелый боец; свежее утро, свежесть утра, начинает свежеть; хо-лодная ночь, холод ночи, к ночи похолодало; желтизна леса, жёлтые листья, листья желтеют; богатство страны, богатая страна, страна богатеет.
3. Лексико-грамматический практикум.
1) Подберите к данным прилагательным антонимы. Запишите. Какой частью речи явля-ются записанные и подобранные слова?
Здоровый — …, медленный — …, горячий — …, тёмный — …, прилежный — …, тя-жёлый — …, узкий — …, холодный — …, трусливый — …, злой — …, кислый — …
4. Творческая работа.
К данным словам подберите прилагательные. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Аллея, апельсин, аромат, ландыш, бечёвка, решётка, полено, парашют.
5. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
 V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
1) Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
Чудные, неожиданные вещи можно купить на Птичьем!
Вот стоит дедок в шапке-ушанке, нос его похож на грушу, но красен, как яблоко. В ру-ках у дедка — кулёк, в котором неслыханный фрукт — сушёный циклоп. Много лет к ряду стоит дедок на своём посту, и запасы сушёного циклопа не иссякают.
А вот чернобровый, с напряжённым от долгих раздумий лицом. На груди его таблица:
ДОБЕРМАН-ПИНЧЕР.
Сердито смотрит он на прохожих, мрачно предлагает:
— Купите мальчика.
(Ю. Коваль)
Вопросы и задания к тексту
— В чём комизм данного текста?
— Опишите деда, продающего сушёного циклопа, и мужчину — продавца добермана-пинчера, соблюдая авторский стиль повествования и средства выразительности.
— Подберите синонимы к выделенным словам.
2) Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
Человек, на которого указывал Никифоров, стоял к нам спиной. В этой слегка сутулой, длинной и узкой спине чудилось что-то парикмахерское.
Над кожаными острыми плечами виднелась чёрная кожаная кепка, а снизу, из-под пальто, торчали блестящие хромовые брюки и ботинки бычьего цвета.
Крендель подошёл к кожаной спине и, робея, кашлянул.
Спина хрустнула — человек обернулся, он и спереди был затянут в кожу. Из распахну-того пальто виднелся замшевый жилет, перепоясанный сыромятным ремешком.
Из-под жилета — кожаная майка.
— В чём дело? — спросил Кожаный. Голос его был скрипуч и хрустящ.
(Ю. Коваль)
Вопросы и задания к тексту
— Почему человека, описанного в тексте, прозвали Кожаным?
— Как вы понимаете выражение «ботинки бычьего цвета»? Какой это цвет, по-вашему?
— Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.
— Опишите Кожаного, соблюдая средства художественной выразительности автора.
 VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
 VII. Итог урока
Беседа с учащимися.
— Что обозначают имена прилагательные?
— На какие вопросы отвечают?
— Как изменяются имена прилагательные?
— Как можно легко узнать род, число и падеж прилагательного?
Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (23.01.2014)
Переглядів: 823 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: