Урок № 3 Способы образования слов. Части речи - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 3 Способы образования слов. Части речи

 

Урок № 3

Способы образования слов. Части речи

Цель: повторить с учащимися сведения о способах образования слов и частях речи; развивать и закреплять у школьников навыки словообразовательного и морфемного разбора

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают самостоятельные и служебные части речи; указывают способы образования слов различных грамматических групп; употребляют части речи (самостоятельные и служебные), образованные разными способами, в собственных высказываниях с учетом их смысловых и стилистических особенностей.

Оборудование: учебник, таблица, словари, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Беседа с учащимися.

— Чем сложное предложение отличается от простого?

— Чем может осложняться простое предложение?

— Что такое обращение?

— Какими по значению бывают вводные слова?

— Какими способами могут соединяться однородные члены?

3.   Словарная работа.

1)   Пользуясь словарем иностранных слов, определите, чем жокей отличается от грума и что их роднит?

2)   Замените устаревшие слова современными синонимами.

Шлафрок, чухонец, гувернер, ретивый.

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Чтение и объяснение цитаты.

Верь в звук слов: смысл тайн — в них... (В. Брюсов)

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Составление таблицы «Способы образования слов».

(Учащиеся заполняют таблицу собственными примерами.)

Способы образования слов

Способы образования слов

Примеры

Префиксальный

 

Суффиксальный

 

Суффиксально-префиксальный

 

Безаффиксный

 

Сложение слов

 

Сложение основ

 

Аббревиация

 

Переход из одной части речи в другую

 

Переход из имен собственных в нарицательные и наоборот

 

Распад многозначного слова на омонимы

 

 

2.   Словообразовательный тренинг.

Исправьте ошибки, если они есть. Аргументируйте свой ответ.

1)   Солнце и волна — однокоренные слова, так как с и в — это префиксы, олн — корень, ц — суффикс, е и а — окончания.

2)   В данных словах — один и тот же корень.

Коса (волосы), косить (траву), косой (заяц), високосный (год).

3)   Данные слова имеют один и тот же суффикс.

Буженина, виноградина, графиня, голубиный.

3.   Творческое задание.

Придумайте по три абсолютно новых слова с международными элементами авто-, био-, мото-, агро- и дайте им толкование.

4.   Словообразовательный и морфемный разбор слов.

Выполните словообразовательный и морфемный анализ сленговых слов, дайте им толкование.

Аколбасоз (отсутствие достаточного количества еды), безанде­стенд (1. о глупом, недогадливом человеке; 2. о ситуации непонимания кем-л. чего-л.), бесполезняк (напрасно, бесполезно).

5.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

6.   Морфологический тренинг.

1)   Обозначьте в предложении части речи.

Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог. (М. Салтыков-Щедрин)

2)   Составьте предложения, в которых данные омонимы будут употреблены в значении различных частей речи.

И — союз, модальная частица.

Около — предлог, наречие.

Один — числительное, модальная частица.

7.   Творческое задание.

В искусственном предложении Студепалый чайдитер наирастопно драйвнул Окопита определите части речи, выделите в словах, где это возможно, аффиксы. «Переведите» предложение на русский язык.

8.   Работа с текстом.

  • IV.  Домашнее задание

Создать искусственный текст из двух-трех предложений.

  • V.  Итог урока

Задание учащимся.

Приведите примеры слов, не имеющих морфемного членения.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (03.09.2014)
Переглядів: 747 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: