Урок № 39 Падежи имён существительных. Падежные окончания имён существительных. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Улицы родного - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 39 Падежи имён существительных. Падежные окончания имён существительных. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Улицы родного



Урок № 39

Падежи имён существительных. Падежные окончания имён существительных.
Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Улицы родного города»

Цель: дать школьникам понятие об изменении имён существительных по падежам; формировать у них умение определять падеж существительного в тексте; дать ученикам представление об обращении, о правильной постановке знаков препинания при нём; развивать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно изменяют существительные по числам и падежам, изучив падежные окончания, верно употребляют формы существительных в дательном падеже единственного числа со значением адресата (маме — укр. мамі, но армии — укр. армії) и предложном падеже единственного числа со значением места (на столе — укр. на столі, но в лесу); различают имена существительные в роли обращения, правильно ставят знаки препинания при обращении; умеют анализировать предложенный текст, отвечать на вопросы к нему.

Оборудование: учебник, таблица «Склонения имён существительных», дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об имени существительном, об изменении существительных по падежам. Умение изменять (склонять) существительные по падежам, правильно выбирать окончания необходимо для грамотного построения устных и письменных высказываний каждого образованного человека.

III. Восприятие и усвоение учебного материала

§ 1. Слово учителя.

1) Что такое склонение?

Большинство существительных изменяется по падежам, т. е. склоняется. Отдельные группы существительных при склонении в единственном числе образуют типы, отличающиеся падежными окончаниями: дворец, строитель, озеро, море; база, армия, надежда, юноша, Илья; радость, лошадь. Во множественном числе различия между типами склонения выражены слабее. Деление существительных на типы склонения основывается на родовой принадлежности слова и системе окончаний единственного числа.

2) I склонение имён существительных.

В I склонение входят существительные с окончанием -а/-я, в основном существительные женского рода (иногда мужского рода): забота, песня, традиция; папа, дядя, Фома, Илья и др.

3) II склонение имён существительных.

Ко II склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже, все существительные среднего рода (кроме слов на -мя и существительного дитя), существительные мужского рода с окончанием -о/-е, а также увеличительные и уничижительные суффиксальные образования от неодушевлённых существительных мужского рода: план, слесарь, комментарий; окно, сердце, внимание, затишье, подмастерье; заборище, городишко и др.

4) III склонение имён существительных.

К III склонению относятся существительные женского рода с основой на мягкий согласный (кроме й), [ж], [ш] и нулевым окончанием, у которых форма родительного падежа оканчивается на и: радость, рожь, мышь и др.

Кроме имён существительных, склоняющихся по трём склонениям, есть существительные (несклоняемые, разносклоняемые, изменяющиеся как прилагательные), которые вы будете изучать позже.

5) Падежные окончания.

Существительное для каждого падежа имеет, как правило, только одно падежное окончание. Но в отдельных типах склонения возможны два падежных окончания — основное и вариативное: в доме — в шкафу.

§ 2. Работа с таблицей «Склонения имён существительных».

Рассмотрите таблицу. Впишите в качестве примеров несколько существительных каждого из трёх склонений.

Склонения имен существительных

Падеж


I склонение
(ж. р., м. р.)


II склонение
(ж. р., с. р.)


III склонение
(ж. р.)

Ед. ч.


Мн. ч.


Ед. ч.


Мн. ч.


Ед. ч.


Мн. ч.

И.


-а, -я


-ы, -и


-о, -е


-а, -я, -и







Р.


-ы, -и





-а, -я


-ей, -ев





-ей

Д.





-ам, -ям


-у, -ю


-ам, -ям





-ам

В.


-у, -ю


-ы, -и,


-а, -я, -о, -е


-ей, -ев, -а







Т.


-ой, -ей


-ами, -ями


-ом, - ем


-ами, -ями





-ами

П.





-ах, -ях





-ах, -ях





-ах



§ 3. Слово учителя (продолжение).

6) Понятие об обращении.

В русском языке, как и в украинском, в предложениях используются обращения (укр. звертання). Обращение — это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью.

7) Способы выражения и выделение обращений.

Обращение чаще всего выражается именем существительным в форме именительного падежа. В украинском языке существует так называемый звательный падеж.

Обращения выделяются запятыми: Мама, ты устала? Если обращение произносится с более сильным чувством, после него ставится восклицательный знак: Петя! Ну скоро ты?

2. Работа с таблицей «Склонения имён существительных».

3. Слово учителя (продолжение).

6) Понятие об обращении.

7) Способы выражения и выделение обращений.

4. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Задание учащимся.

Определите склонение имён существительных (устно). Просклоняйте существительные рояль, яблоко, тетрадь, тетрадка, пила, молодёжь.

2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите склонение существительных фамилия, армия, Мария. Письменно просклоняйте их. Обозначьте падежные окончания. Сделайте вывод об особенностях склонения существительных на -ия.

3. Перевод.

Переведите на украинский язык.

Объясни мне, мама, задачу. Давай помогу тебе, мама. Мама! Поздравляю тебя!

4. Орфографический практикум.

Перепишите словосочетания, раскрывая скобки и ставя слово в нужный падеж. Укажите склонение и падеж.

Подойти к (палатка); остановиться у (палатка); выйти из (палатка). Подъехать к (станция); задержаться на (станция); остановиться около (станция); начальник (станция). Подбежать к (аллея); идти по (аллея); стоять у (аллея). Отвечать по (математика) и (история); увлекаться (математика) и (история). Назвать (свой) (фамилия); не знать (фамилия) соседа.

5. Грамматический практикум.

Запишите слова II склонения в левый столбик, а III склонения — в правый. Поставьте эти существительные в Р. п., Д. п., П. п. Выделите окончания.

Ветвь, жёлудь, календарь, картофель, колыбель, ковыль, морковь, мозоль, рожь, рояль, табель, прорубь, бандероль.

6. Работа с пословицей.

Запишите пословицы, растолкуйте их смысл. Определите склонение и падеж выделенных слов.

Лакома овца к соли, а коза — к воле. Цыплят по осени считают. Проверяй друга в опасности. Всякая вещь хороша на своем месте. Азбука — к мудрости ступенька. У хорошей артели все лошади в теле. Из песни слова не выкинешь.

7. Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V. Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

В метро и в троллейбус с Милордом меня не пускали, и мы ходили по Садовому — то налево, то направо — и всегда добирались до Смоленского бульвара.

Самое удивительное, что никакого бульвара не было. Там, на Садовом кольце, стояли только серые и жёлтые дома. И всё-таки он был, был там бульвар. Были и деревья и листья, только не было их видно, как не было видно и наших Красных ворот.

Боря меня ласково встречал, и Ляля кормила воздушным обедом, а мне уже пора было домой, на обратную дорогу оставалось полдня.

От Смоленского бульвара я шёл по Садовому кольцу к Красным воротам, и мне казалось, что я потерял брата. Тогда я ещё не понимал, что брата потерять невозможно.

Милорд — вот кто меня веселил.

Он был умён, а следовательно, интеллигентен. Ни о чём я не просил его дважды, и он меня ни о чём не просил и никуда не просился. Он просто жил рядом со мной, как небольшая тень у правого ботинка.

Рано утром, вставая с кровати, я опускал на пол босые ноги, и тут же из-под кровати вылезал Милорд и лизал меня в пятку. Он не бегал бешено по комнате, радуясь моему пробуждению, он просто сидел рядом с босой ногой, которая постепенно становилась обутой.

Далее мы двигались вместе — я и Милорд у моего ботинка. Раньше я и сам двигался возле ботинка старшего брата, а теперь, когда Боря уехал, у моего ботинка появился Милорд.

Произошла замена, и я пока не понимал, что лучше: самому двигаться у некоторого ботинка или двигать своим ботинком, у которого некто двигается.

Я всё-таки желал двигаться у Бориного ботинка, и одновременно пускай бы у моего ботинка двигался Милорд.

Но этого мне не было дано, и спасала только мысль о военной переподготовке.

После завтрака мы с Милордом отправлялись во двор.

Утром во дворе совершенно не было никакой шпаны, и мы с Милордом вдвоём гуляли у фонтана.

От нечего делать я учил Милорда стоять у меня на голове.

Дело это было сложным. Прыгнуть прямо ко мне на голову Милорду не удавалось — не допрыгивал, и в конце концов я подсаживал его на верхнюю гипсовую розу фонтана, и Милорд перебирался с неё ко мне на голову. В те годы я носил довольно-таки крепкую кепку, которая помогала в наших опытах.

С Милордом на голове гулял я у фонтана, поджидая хоть какой-нибудь, хотя бы мелкой шпаны.

Но тут с третьего этажа моя тётушка начинала громко через форточку на весь двор называть по имени моё имя. Она всячески намекала на те важные дела, которые мне предстояли и которые в будущем должны были провести резкую грань между мной и уличной шпаной.

(Ю. Коваль)

Вопросы и задания к тексту

— Почему автор ходил к брату пешком?

— Как долго он был у брата? Почему не засиживался у него?

— Где жил брат, а где — автор?

— Почему названия улиц казались автору неточными?

— Чему подросток пытался научить собаку?

— Перед кем хотел похвастаться фокусом?

— Выпишите ключевые слова, перескажите по ним текст.

— К выделенным словам сформируйте синонимические ряды, запишите их.

— Выпишите из текста глаголы движения.

§ VI. Домашнее задание

1) Выучить теоретический материал

2) Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Расскажите о падежных окончаниях существительных I, II, III склонения.

— Устно просклоняйте существительные история, акация, география, корзина, деревня, лошадь, жизнь.
Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (23.01.2014)
Переглядів: 2222 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: