Урок № 38 Род и число имён существительных - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 38 Род и число имён существительных


Урок № 38

Род и число имён существительных

Цель: дать учащимся понятие о роде имён существительных; сформировать у пятиклассников представление об изменении существительных по числам; развивать навыки согласования прилагательных с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках

Ожидаемые результаты: учащиеся понимают значение рода, числа и падежа имени существительного, склоняют существительные по числам и падежам, согласовывают прилагательные с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках (например: злая собака (ж. р.) — укр. злий собака (м. р.)).

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Работа по карточкам.

2.   Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с именем существительным. Мы будем говорить о роде. Вы увидите, что род существительных в русском и украинском языках не всегда совпадает, поэтому требуется запомнить род существительного в каждом из этих языков, чтобы правильно согласовывать существительные с прилагательными. Также вы узнаете об изменении существительных по числам.

III.      Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Три рода имён существительных.

В русском языке, как и в украинском, существительные в основном бывают мужского, женского и среднего рода: брат, стол, прыжок, фонарь, дядя (м. р.); сестра, стена, желтизна, фамилия, болезнь (ж. р.); окно, поле, имя, желание (с. р.).

2)   Соотнесённость по роду в русском и украинском языках.

Очень часто род имён существительных в русском и украинском языках совпадают.

Однако в некоторых случаях род имён существительных в русском и украинском языках не совпадает: слово собака в русском языке — существительное женского рода, а в украинском — мужского.

Такие несоответствия нужно знать, находить в языке и запоминать, чтобы правильно согласовывать существительные с прилагательными и правильно строить свои высказывания.

3)   Категория числа имён существительных.

Категория числа — одна из важнейших грамматических категорий имени существительного, которая указывает на количество лиц или предметов.

В русском языке, как и в украинском, имена существительные изменяются по числам. Существует два числа: единственное (укр. однина) — стол, брат, стена, имя, человек — и множественное (укр. множина) — столы, братья, стены, имена, люди.

Некоторые существительные не имеют формы единственного числа: ножницы, очки, ворота, каникулы; есть также существительные, не имеющие форм множественного числа: листва, молоко, ширина, золото.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочные упражнения.

1)   Запишите словосочетания в три столбика в соответствии с родом. Укажите части речи в словосочетаниях.

Весенний цветок, яркая краснота, сильно покраснеть, белая блузка, ослепительная белизна, белить стены, сосновый лес, счастливая молодость, быстрая ходьба, новый дом, красивое строение, опытный строитель, морозное утро, зимний день, январская стужа, громкая песня, хоровое пение, известный певец, зелёное поле, яркая зелень, зелёный луг.

2)   Выпишите вначале существительные, изменяющиеся по числам, затем — имеющие только формы множественного числа, в последнюю очередь — только формы единственного числа.

Серебро, ванна, молодёжь, бетон, терраса, халат, вокзал, ярмарка, молотьба, учительство, учитель, бархат, костюм, крестьянство, крестьяне, ворота, университет, профессия, коридор, порох, горелки (игра), чернила, малина, бегство, простота, чистота, сумерки, щипцы.

2.   Грамматический практикум.

§  1)   Найдите нужную форму согласования.

Имя (известный), фамилия (знакомый), деталь (запасной), изморозь (белый), снегирь (красногрудый), рысь (хищный), флигель (небольшой).

§  2)   Образуйте от существительных, где это возможно, форму множественного числа.

Путешествие, металл, коллега, упорство, парашют, территория, профессия, инициативность, ширина, корректив, бегство, спортсмен, исследование, дружба.

3.   Перевод.

1)   Переведите слова с русского языка на украинский. Запишите. Определите род существительных в русском и украинском языках.

Картофель, тетрадь, полотенце, фамилия, растение, праздник, приложение, присутствие.

2)   Переведите текст на русский язык. Запишите. Укажите род и число имён существительных.

Вечір

Сонце зайшло і на дворі почало вже темніти. На заході небо червоніло жаром. На сході понад зеленим лісом небо було синє, аж чорнувате.

Гасло полум’я на заході, дотлівали червоні хмарки, займались подекуди серед неба ясні зорі. Чорна ніч простелювалась чорним сукном по селу, по садках, по лісах.

(По И. Нечую-Левицкому)

4.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VI.  Итог урока

Беседа с учащимися.

— Какую часть речи называют именем существительным?

— Изменяется ли существительное по родам?

— Приведите примеры существительных, род которых не совпадает в русском и украинском языках.

— Докажите, что существительные изменяются по числам.

— Приведите примеры существительных, которые имеют только форму единственного числа.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (23.01.2014)
Переглядів: 2368 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: