Урок № 37 Имя существительное как часть речи. Значение существительного. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Вот моя деревня…» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 37 Имя существительное как часть речи. Значение существительного. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Вот моя деревня…»

Урок № 37

Имя существительное как часть речи. Значение существительного.
Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Вот моя деревня…»

Цель: сформировать у школьников понятие об имени существительном как части речи; развивать у них умение распознавать имя существительное в устной и письменной речи; развивать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно определяют имя существительное; изучая речевую тему, пополнили свой словарный запас.

Оборудование: учебник, тексты, толковый словарь

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Беседа с учащимися.

— Какой раздел науки о языке называется морфологией?

— На какие группы делятся части речи?

— Назовите самостоятельные части речи.

— Приведите примеры служебных частей речи.

— Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?

2.   Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем работу по изучению самостоятельных частей речи. Первая из них — это имя существительное. Сегодня вы пополните свои знания о ней.

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Имя существительное как часть речи.

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или лицо и отвечает на вопросы кто? что?

В класс имён существительных входит также большая группа слов, называющих различные качества, свойства, отношения, действия, процессы — предметы в грамматическом значении слова: борьба, взлёт, голубизна, старение, ходьба и др.

2)   Формы изменения существительных.

Подавляющее большинство существительных склоняется, т. е. изменяется по падежам. В склоняемых существительных категория падежа реализуется с помощью падежных окончаний всех форм данного слова. В несклоняемых именах существительных категория падежа выражается с помощью синтаксических средств: куплю пальто (В. п.), шёл в пальто (П. п.) и т. д.

Любое существительное обязательно принимает форму единственного или множественного числа: лист — листья; дрожжи, красота.

Постоянной является у существительных категория рода.

3)   Синтаксическая роль существительных.

Синтаксические возможности у существительного значительно богаче, чем у слов других частей речи. Но основной функцией существительного является выражение подлежащего и дополнения: Вот дождик брызнул. Древние чтили Юпитера.

Существительные в предложении могут быть и обстоятельствами: Туристы остановились у обрывистого берега, набрали сухих веток и разожгли костёр.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

3.   Работа с текстом.

Прослушайте текст. К какой части речи относятся слова, обозначающие предметы? Запишите пять-шесть примеров имен существительных по памяти.

— Что такое мир? — спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.

— Это очень, очень много воды,— ответила рыба-мать.

— Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними,— сказала медведица.

— Это очень много песка, немного глины, немного травы,— пояснила верблюдица.

Мальчик прочитал это и сказал:

— Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя еще мало где бывал.

Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны поднимали строительные материалы. На голубом небе оставил след реактивный самолёт.

(Из журнала)

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочные упражнения.

1)   Спишите предложения, вставляя в них по два-три существительных, подходящих по смыслу. Каким членом предложения они будут?

Река, гора, … — объекты окружающего мира.

Оттепель, гололедица, … — явления природы.

Тетради, карандаши, … — канцелярские товары.

Литература, математика, … — предметы школьного курса.

2)   Спишите. Подчеркните выделенные слова как члены предложения. В каком значении употреблено слово источник?

Человек, который любит читать,— счастливец. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти — книги.

Книги — спутники всей нашей жизни. Они встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь.

Книги — источник знаний. Огромный мир врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.

2.   Работа со словарём.

Пользуясь толковым словарём, поясните значение слов цикада, жокей, брошюра, жёрнов. Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи они выражены?

Образец. Живописец (сущ.) — художник (сущ.), который занимается живописью.

3.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания к нему.

В последний день августа на прощанье пошли мы в лес. Я собирал чернушки, которых высыпало в тот год очень много. Тузик угрюмо брёл следом.

Чтоб немного развеселить пса, я кидался в него лопоухими чернушками, да что-то всё мазал, и веселья не получалось. Тогда я спрятался в засаду, но Тузик быстро разыскал меня, подошёл и прилёг рядом. Играть ему не хотелось.

Я всё-таки зарычал на него, схватил за уши. Через секунду мы уже катались по траве. Тузик страшно разевал пасть, а я нахлобучил ему на голову корзинку вместе с грибами. Тузик скинул корзинку и так стал её терзать, что чернушки запищали.

Под вечер приехал Аким Ильич. Мы наварили молодой картошки, поставили самовар. На соседних дачах тоже готовились к отъезду: увязывали узлы, обрывали яблоки.

— Хороший год, — говорил Аким Ильич.— Урожайный. Яблоков много, грибов, картошки.

По дачному шоссе пошли мы на станцию и долго ожидали электричку. На платформе было полно народу, повсюду стояли узлы и чемоданы, корзины с яблоками и с грибами, чуть не у каждого в руке был осенний букет.

Прошёл товарный поезд в шестьдесят вагонов. У станции электровоз взревел, и Тузик разъярился. Он свирепо кидался на пролетающие вагоны, желая нагнать на них страху. Вагоны равнодушно мчались дальше.

— Ну чего ты расстроился? — говорил мне Аким Ильич.— В твоей жизни будет ещё много собак.

Подошла электричка, забитая дачниками и вещами.

— И так яблоку негде упасть,— закричали на нас в тамбуре,— а эти с собакой!

— Не волнуйся, земляк! — кричал в ответ Аким Ильич.— Было б яблоко, а куда упасть, мы устроим.

Из вагона доносилась песня, там пели хором, играли на гитаре. Раззадоренный песней из вагона, Аким Ильич тоже запел:

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина…

Голос у него был очень красивый, громкий, деревенский.

Мы стояли в тамбуре, и Тузик, поднявшись на задние лапы, выглядывал в окно. Мимо пролетали берёзы, сады, набитые яблоками, золотыми шарами.

Хороший это был год, урожайный.

В тот год в садах пахло грибами, а в лесах — яблоками.

(Ю. Коваль)

Вопросы и задания к тексту

— Что чувствовал автор, покидая деревню?

— К кому он чувствовал наибольшую привязанность?

— Как решил повеселить собаку перед отъездом?

— Запишите синонимические ряды к выделенным словам.

— Выпишите из текста устойчивые выражения, подберите и запишите к ним фразеологизмы с противоположным значением.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Какую часть речи называют именем существительным? Приведите примеры.

— Какими членами предложения бывают имена существительные?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (21.01.2014)
Переглядів: 1806 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: