Урок № 36 Морфология. Части речи. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «С чего начинается Родина…» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 36 Морфология. Части речи. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «С чего начинается Родина…»


Урок № 36

Морфология. Части речи. Развитие речи. Культура речи.
Речевая тема «С чего начинается Родина…»

Цель: дать учащимся представление о частях речи; развивать культуру школьников

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют понятие о морфологии как науке о языке, о самостоятельных и служебных частях речи; распознают части речи, изученные в начальных классах: имя существительное, числительное, местоимение, глагол; выделяют части речи с помощью вопроса, имеют представление о предлоге, союзе, частице не; научились анализировать художественный текст, отвечать на вопросы к нему.

Оборудование: учебник, схема «Части речи», дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем работу по изучению частей речи, их морфологических признаков. Кроме того, вы пополните свой лексикон, изучая речевую тему, научитесь анализировать художественный текст.

III.    Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Морфология как раздел науки о языке.

Морфология — раздел науки о языке, изучающий слова с точки зрения грамматической природы их форм, являющихся способом выражения тех или иных грамматических значений, а также принадлежности этих слов к определённым лексико-грамматическим классам, разрядам. Морфология изучает слова как части речи.

2)   Части речи.

В морфологии все слова делятся на разряды, которые выступают под общим названием частей речи. Части речи — это разряды слов, которые разграничены по выражаемым ими значениям, морфологическим признакам и грамматическим категориям, по типам образования форм и словообразования, по их синтаксическим функциям в предложении.

3)   Самостоятельные части речи.

Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов, обладают определёнными формами словоизменения, грамматическими категориями. К самостоятельным частям речи относятся склоняемые: существительное, прилагательное, числительное, местоимение; спрягается только одна часть речи — глагол; не изменяется наречие (также слова категории состояния).

4)   Служебные части речи.

Вторую группу составляют служебные части речи, которые не имеют полного лексического значения, грамматических категорий, не изменяются, не делятся на морфемы, чаще всего не имеют ударения и не являются членами предложения.

5)   Междометие.

Междометия отличаются и от самостоятельных, и от служебных частей речи. Они неполнозначны, нечленимы, им не присущи формы словоизменения, но могут быть членами предложения, как главными, так и второстепенными.

2.   Работа со схемой «Части речи».

3.   Беседа с учащимися.

— На какие группы делятся части речи?

— По каким признакам части речи делятся на группы?

— Поставьте вопросы к самостоятельным частям речи.

— Можно ли поставить вопросы к служебным частям речи?

— Являются ли они членами предложения?

— Можно ли в них выделить морфемы?

— Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?

4.   Морфологический практикум.

Вставьте на месте пропусков названия частей речи.

Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают предметы. И слова, называющие эти предметы, являются … Предметы обладают признаками, которые в языке передаются с помощью … Предметы, явления окружающего мира можно измерить, определить их количество. Для этого употребляются … Предметы производят действия, которые обозначаются … Человек общается с другими людьми, и ему, человеку, нужно бывает указать на себя, или на того, с кем говорит, или на того, о ком говорит. Этой цели служат … Наконец, у действий есть свои признаки. Например, быстро. Эти признаки действия обозначаются …

Все названные здесь части речи — это самостоятельные части речи.

Но есть и служебные части речи. Для связи слов в словосочетаниях нужны … Для связи однородных членов и частей в сложном предложении нужны … Если мы не соглашаемся с чем-либо, то часто используем частицу не. Есть и другие …

Кроме того, в отдельную группу выделяются …

5.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочные упражнения.

1)   Укажите служебные части речи. Выпишите из текста слова с корнем корабл-, выделите морфемы. Вставьте пропущенные буквы.

Ветер по м..рю гуляет
И к..раблик подгоняет.
Он бежит себе в в..лнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объездили весь свет».

(А. Пушкин)

2)   Запишите предложения. Укажите части речи.

Я скоро позабыл о вчерашней вьюге. Молодой месяц показался на ясном небе. (А. Пушкин)

2.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Кто были предки русского народа?

Русские далеко не сразу сложились в единую нацию. Их предками были многочисленные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы. Каждое племя называлось по-своему: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и др.

В древности восточные славяне обитали в лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые, богатые хорошей почвой, зверем и рыбой места. Чтобы прокормиться и засеять хлеб, посланцы вырубили девственные леса. В VI–IX вв. н. э. в Верхнем и Среднем Приднепровье, верховьях Западной Двины, в Приильменье и на других территориях образовались первые восточно-славянские союзы племён.

Как и другие народы, восточные славяне занимались пашенным земледелием, бортничеством (пчеловодством), а ещё… воевали друг с другом. В результате столкновений между племенами и захвата добычи появилось имущественное неравенство, возникли богатые и бедные. Так постепенно произошло выделение из общей массы славян родоплеменной верхушки во главе с военными предводителями — князьями.

К IX–X вв. у восточных славян сложились первые города, в которых развивались ремёсла (литейное, кузнечное, ювелирное) и товарный обмен. Очень важную роль играл торговый путь «из варяг в греки», который связывал Северную Европу через Балтийское море. Западную Двину, Неву, Ловать, Днепр и Чёрное море с Византией и странами Востока.

В 882 г. новгородский князь Олег подчинил своей власти селения и земли вдоль пути «из варяг в греки», а столицей вновь образованного княжества сделал Киев. Так образовалось первое из известных нам раннефеодальное древнерусское государство — Киевская Русь, так сложилась древнерусская народность.

Вопросы и задания к тексту

— Из каких племён сформировалась русская народность?

— Чем занимались племена, где обитали?

— Где и когда образовались первые восточно-славянские союзы племён?

— В связи с чем появилось имущественное неравенство?

— Когда у восточных славян сложились первые города?

— Назовите самый известный тогда торговый путь.

— Выпишите ключевые слова, составьте план текста и перескажите по ним содержание рассказа.

— Подберите синонимы к выделенным словам.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— На какие группы делятся части речи?

— По каким признакам выделяют самостоятельные части речи?

— Как используются в языке служебные части речи?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (21.01.2014)
Переглядів: 1017 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: