Урок № 35 Основа и окончание слова. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Лучше нет родного края!» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 35 Основа и окончание слова. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Лучше нет родного края!»


Урок № 35

Основа и окончание слова. Развитие речи. Культура речи.
Речевая тема «Лучше нет родного края!»

Цель: сформировать у школьников представление об основе и окончании слов; развивать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что такое основа слова, умеют выделить её в составе слова; пополнили словарный запас, изучая речевую тему «Лучше нет родного края!».

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Лингвистический практикум.

Составьте и запишите словосочетания, выбрав нужные букву и слово из скобок. Обозначьте морфему с орфограммой.

М(я,е)чи (футбольные, стальные); сп(е,и)шите (текст, выучиться); прим(е,и)рить (товарищей, платье); пол(а,о)скать (ребёнка, бельё); разр(я,е)дить (посадки, ружьё); сл(е,и)зала (варенье, с дерева); ве(с,з)ти (за собой, поездом); зап(е,и)вать (песню, лекарство); ч(и,а)стота (ударов, вещей).

2.   Проверка домашнего задания.

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о частях слова и знакомимся с основой и окончанием. На уроке вы узнаете, служит ли основа для образования слов, ознакомитесь с речевой темой «Лучше нет родного края!».

§ III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Наблюдение над языковым материалом.

На доске записаны тексты загадок. Восстановите их. При необходимости переставляйте слова, меняйте их форму. Отыщите рифму. Какая морфема помогла связать слова, чтобы построить из них предложение? Для чего служат окончания?

Крепкий, ножка, стоять, на, лежать, лукошко, в, теперь. (Гриб)

Рассесться, барыня, на, грядке, одетый, в, шумный, шёлк; мы, для, она, готовить, кадка, и, соль, крупный, полмешка. (Капуста)

2.   Слово учителя.

1)   Что такое окончание?

Окончание (флексия) — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание в слове может быть нулевым: урок, понедельник, но: урока, понедельника.

2)   Понятие об основе слова.

Всё слово без окончания называется основой. Основа может состоять из корня, например: зима, весна. Основа может включать в себе и другие морфемы: зимушка, предъюбилейный.

В русском языке есть неизменяемые слова. Они состоят только из основы: читая, приехав, справа, быстро. У таких слов окончаний нет.

3.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочные упражнения.

1)   Запишите в левый столбик слова с нулевым окончанием, в правый — остальные. Обозначьте окончания и основы.

Космонавт, брошюра, мечтатель, погоня, телеграф, телевизор, жилище, салют, планер, комета, космос, метеор, съёмка, подъём, читатель, рисовала.

2)   Выпишите вначале неизменяемые слова, затем — изменяемые, выделив в них окончания и основу.

Роща, сообща, звено, темно, май, южный, круг, вокруг, полоса, колесо, команда, ветвистые, мигают, новинка.

3)   Запишите предложения. Найдите и обозначьте в словах окончания.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит.

(А. Пушкин)

2.   Морфемный анализ слов.

1)   Сделайте разбор слов по составу.

Смелый, голубой, человек, корабль, делегат, команда, матрос.

2)   К данным словам подберите и запишите родственные слова, обозначьте в них основы, окончания и другие значимые части.

Снег, вьюга, мороз, лес.

3.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Родную мою страну обходит с полуночи великое Студёное море.

В море долги и широки пути, и высоко под звёздами ходит и не может стоять. Упадут на него ветры, как руки на струны, убелится* море волнами, что снег.

Гремят голоса, как голоса многих труб,— голоса моря, поющие ужасно и сладко. А пошумев, замкнёт свои тысячеголосые уста и глаже стекла изравнится*.

Глубина океана — страшна, немерна, а будет столь светла, ажно и рыбы ходящие видно.

Полуночная* наша страна широка и дивна. С востока привержена морю Печора, с запада земли Кемь и Лопь, там реки рождают золотой жемчуг.

Ветер стонет, а вам — не печаль.

Вихри ревут, а вам — не забота. И не страх вам туманов белые сАваны… Спокойно вам, дети постановных матёрых берегов; беспечально* вы ходите плотными дорогами.

А в нашей стране — вода начало и вода конец.

Воды рождают, и воды погребают.

Море поит и кормит… А с морем кто свестен? Не по земле ходим, но по глубине морской. И обща судьба всем.

Ростят себе отец с матерью сына — при жизни на потеху, при старости на замену, а сверстные принимаем* его в совет и дружбу, живём с ним дума в думу.

А придет пора, и он в море путь себе замыслит велик.

§ VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Что называют основой слова?

— Для чего служат окончания слов?

— Все ли слова имеют окончания?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (20.01.2014)
Переглядів: 1482 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: