Урок № 34 Морфемика (состав слова). Значимые части слова - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 34 Морфемика (состав слова). Значимые части слова


Урок № 34

Морфемика (состав слова). Значимые части слова

Цель: сформировать у школьников представление о морфемах, их функциях; развивать у пятиклассников умение правильно переносить слова; формировать навыки деления слова на морфемы; объяснить понятие родственные слова; развивать умственные способности учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют выделять значимые части слова: корень, префикс, суффикс, окончание; умеют переносить слова, учитывая их состав; знают, что такое родственные слова; умеют формировать гнездо родственных слов, приводят примеры родственных слов и правильно употребляют их в речи

Оборудование: учебник, таблица «Правила переноса слов», дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

§ I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Анализ контрольной работы.

2.   Проверка домашнего задания.

(См. урок № 32.)

§ II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы узнаем, из каких частей может состоять слово, все ли слова можно разделить на части, какие из слов нельзя разбить на значимые составные элементы и почему.

III.      Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Понятие о морфемике (составе слова).

Морфемика — это учение о значимых частях слова — морфемах. Все русские слова в русском языке, как и украинские в украинском, состоят из морфем: префикса, корня, суффикса и др.

2)   Составные части слова.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов: вода, водяной, водянистый, подводный, заводь.

Префикс — это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов: городпригород, страшныйбесстрашный, делатьсделать.

Суффикс — это значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов и, реже, форм слова: дуб — дубок, рука — ручонка, скрипка — скрипач; пройти — прошедший.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

§ IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочные упражнения.

1)   Внимательно прочитайте порядок действий при выделении корня:

      подобрать однокоренные слова;

      сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив её как корень.

Соблюдая нужную последовательность действий, выделите корень в данных словах.

Добрый, сильный, предусмотреть, честность.

2)   Из данного материала выберите и запишите группами родственные слова. Обозначьте в них корень.

Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.

3)   От данных глаголов с помощью префиксов образуйте слова с противоположным значением. Как будут называться эти слова? Обозначьте префиксы, корни.

Ввести, задвигать, приехать, разложить, соединить, вытолкнуть, заплести.

4)   Используя суффикс -тель, образуйте слова, называющие лиц по роду занятий. Запишите слова парами, обозначьте суффикс.

Читать, слушать, учить, сеять, просить, строить, мечтать, преподавать, подрастать, покорить.

5)   Установите, от каких слов образованы данные существительные и какое общее значение придаёт им суффикс -ник.

Путник, огородник, вестник, отпускник.

6)   Вставьте подходящие по смыслу существительные с суффиксом -ист. Какое значение он помогает выразить?

Автор юмористических рассказов — … Музыкант, играющий на баяне,— …, на виолончели — … Едущий на велосипеде — …Журналист, пишущий очерки,— …

2.   Морфемный анализ слов.

Выделите в словах известные вам морфемы.

Аптекарь, лесник, пригорок, перевозчик.

3.   Работа с таблицей «Правила переноса слов».

Рассмотрите таблицу. Объясните, с чем связаны ошибки в переносе слов в примерах, приведенных в таблице. Исправьте ошибки, допущенные при переносе слов.

Правила переноса слов

§      Надо переносить:

§      Нельзя переносить:

без-звучный

Ра-ссказ, прил-ечь, безз-аботный, выр-ащивать, отог-нуть, отор-вать, переб-ить

вы-долбать

при-бить

 

4.   Диктант с грамматическим заданием.

Запишите пословицы. Обозначьте суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Почему в пословицах широко используются слова с такими суффиксами?

На чужой сторонушке рад своей воронушке. Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

5.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

§ V.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

§ VI.  Итог урока

Беседа с учащимися.

— Какие значимые части слова называют корнем, префиксом, суффиксом?

— Как правильного выделить корень слова?

— Какие значения могут придавать словам суффиксы?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (20.01.2014)
Переглядів: 3087 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: