Урок № 32 Тематические группы слов. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «У каждого своё увлечение» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 32 Тематические группы слов. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «У каждого своё увлечение»
Урок № 32
Тематические группы слов. Развитие речи. Культура речи.
Речевая тема «У каждого своё увлечение»
Цель: ознакомить учащихся с понятием тематическая группа слов; достичь усвоения изу-чаемого понятия на практике; развивать культуру речи школьников
Ожидаемые результаты: учащиеся объединяют слова в тематические группы и разграничи-вают слова с отношениями включения (например: сосна — шишка, хвоя); обеспечи-вают с помощью подбора слов уместность, правильность и выразительность речи, пользуются книжными и электронными версиями словарей соответствующих типов; усовершенствовали умение находить главное в предложенном тексте, отвечать на во-просы по изученной речевой теме.
Оборудование: учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный.
 I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания.
 II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием тематические группы слов и научитесь формировать их.
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Слово учителя.
1) Родо-видовые отношения между словами.
В лексическом значении слов может быть что-то общее, объединяющее эти слова. Та-кие слова объединяются в тематические группы: деревья — сосна, дуб, клён, берёза; фрукты — яблони, груши, сливы, абрикосы. Общее (родовое) в первой группе слов — деревья, во вто-рой фрукты. Но каждое дерево, каждый фрукт имеет свою отличительную особенность.
2) Синонимы и тематические группы слов.
Можно ли слова кумачовый, рубиновый, коралловый считать синонимами?
Слова, являющиеся синонимами по лексическому значению, на основании общего признака объединяются в тематические группы. Слова кумачовый, рубиновый, коралловый объединяются в тематическую группу красный.
.
2. Наблюдение над языковым материалом.
Прочитайте записанные на доске слова. В чём они сходны?
Снег, ветер, мёрзнуть, холодный, холод, сверкать, блестеть, ослепительный, метель, ветреный, скользкий, снежки, коньки, свежий, кататься, мороз.
Примерный ответ. Слова, входящие в тему (в данном случае «Зима»), называются те-матическими включениями. С их помощью можно описать явления, признаки, действия, характерные для данной темы.
3. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала
 IV. Закрепление знаний, умений и навыков
1. Лексический практикум.
Замените названия однородных предметов одним обобщающим словом. Запишите. По какому признаку эти слова объединяются в одну группу?
Ручка, карандаш, ластик — это…
Журналы, газеты, кроссворды — это…
Пион, астра, ромашка — это…
Туфли, сапоги, кроссовки — это…
2. Игра «Найди лишнее слово».
Водный, водяной, водитель, наводнение.
Прибрежный, пришкольный, привстать, приморье.
Загореть, пригорелый, пригорок, разгореться.
3. Творческая работа.
1) Составьте группы слов, с помощью которых можно описать лето, осень, семью, школу.
2) Допишите группы слов.
Дождь: грозовой, грибной, …
Песня: весёлая, грустная, …
Ручей: журчащий, игривый, …
Звезда: вечерняя, далёкая, …
День: дождливый, туманный, …
4. Работа с учебником.
Выполнение упражнений
 V. Работа над развитием и культурой речи
Работа с текстом.
Работа с текстом.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.
Вначале Фрося училась плохо. Её сердце не привлекали катушки Пурина, релейные упряжки или расчёт сопротивления железной проволоки. Но уста её мужа однажды произ-несли эти слова, и больше того, он с искренностью воображения, воплощающегося даже в тёмные, неинтересные машины, представил ей оживлённую работу загадочных, мёртвых для неё предметов и тайное качество их чуткого расчёта, благодаря которому машины живут. Муж Фроси имел свойство чувствовать величину напряжения электрического тока как личную страсть. Он одушевлял всё, чего касались его руки или мысль, и поэтому приобретал истинное представление о течение сил в любом механическом устройстве и непосредственно ощущал страдальческое, терпеливое сопротивление машинного телесного металла.
С тех пор катушки, мостики Уитстона, контакторы, единицы светосилы стали для Фроси священными вещами, словно они сами были одухотворёнными частями её любимого человека; она начала понимать их и беречь в уме, как в душе. В трудных случаях Фрося, приходя домой, уныло говорила: «Фёдор, там микрофарада и ещё блуждающие токи, мне скучно». Не обнимая жену после дневной разлуки, Фёдор сам превращался на время в микрофараду и в блуждающий ток. Фрося почти видела глазами то, что раньше лишь хотела и не могла понять. Это были такие же простые, природные и влекущие предметы, как разноцветная трава в поле. По ночам Фрося часто тосковала, что она только женщина и не может чувствовать себя микрофарадой, паровозом, электричеством, а Фёдор может…

 VI. Домашнее задание
1) Выучить теоретический материал
2) Выполнить упражнения
 VII. Итог урока
Интерактивная игра «Микрофон».
— Все слова языка — это…
— Раздел языкознания, изучающий лексику,— это…
— Слова с одним лексическим значением — это…
— Слова с противоположным значением — это…
— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению,— это…
— Слова, близкие по значению, отличающиеся оттенками значений,— это…
Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (20.01.2014)
Переглядів: 2295 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: