Урок № 17 Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Пора идти в школу» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 17 Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Пора идти в школу»

Урок № 17

Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Пора идти в школу»

Цель: дать учащимся представление о произношении и написании гласных е, ё, о после шипящих; сформировать навыки нахождения орфограммы в слове; развивать культуру речи школьников

Ожидаемые результаты: учащиеся умеют правильно писать буквы е, ё, о после шипящих в корнях слов; совершенствуют свою речь, изучая тему «Пора идти в школу».

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  • II.  Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании гласных после шипящих. Кое-что вы об этом уже знаете, но на уроке пополните эти сведения новым материалом.

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Наблюдение над языковым материалом.

Рассмотрите запись на доске.

 

Жёлудь

Шёпот

Пчёлы

Произносим

[о]

Пишем

ё

 

2.   Беседа с учащимися.

— Какой гласный звук мы произносим в корне слова после шипящего под ударением?

— Какую букву пишем в этом случае?

3.   Слово учителя.

4.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

  • IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Наблюдение над языковым материалом.

Задайте вопросы к выделенным словам. Определите часть речи.

Ожог руки — ожёг руку; поджог дома — поджёг ветки.

2.   Тренировочные упражнения.

1)   Запишите проверочные слова, обозначьте корни.

Жёлтый — желтизна, жёрдочка — …, шёпот — …, шёлк — …, чёрствый — …

2)   Спишите, расставьте ударения. Вставьте пропущенные буквы.

Р..шить, реш..тка, печ..нь, печ..нка, ш..в, ш..л, щ..тина, щ..тка, ж..лудь, ж..лоб, ч..рнила, ч..рный, крыж..вник, трущ..ба, ж..рдочка, пш..ничный.

3)   Подберите слова, противоположные по значению данным, в корнях которых были бы шипящие.

Белый (хлеб) — …; свежий (хлеб) — …; дорогая (ткань) — …; мягкий (диван) — …; легкий (рюкзак) — …; число, которое делится на два без остатка,— …

3.   Орфографический практикум.

Спишите. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Слышен ш..рох и ш..пот ночи. Ш..лестели колосья уже ж..лтеющей пш..ницы. Никогда не пользуйся чужой расч..ской и зубной щ..ткой. От тяж..лой работы кожа рук стала ш..ршавой и ш..лушилась.

4.   Творческая работа.

Составьте и запишите 4–5 предложений со словами, в корне которых после шипящих пишется о.

5.   Комментированное письмо.

Запишите слова. К каким словам можно подобрать проверочные?

Чистота, частота, шов, ширь, жизнерадостный, изжога, чёрствый, лыжи, чудодейственный, чёткий, причёска, шорох, обжора, шалость, чащоба, учёба, трещотка, шёпот, чиж, чувствовать, щёлкнуть, шёрстка.

6.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

  • V.  Работа над развитием и культурой речи
  • V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

В классе было тихо-тихо. Александра Ивановна сидела за столом и читала «Капитанскую дочку». Даже пылинки в солнечном луче, падающем на стол учительницы, казалось, стали медленнее кружиться, всё пристраиваясь и пристраиваясь к порядку книги. Александра Ивановна её читала уже много дней, и каждый раз в классе устанавливалась волшебная тишина.

Чик ужасно любил эти минуты. Конечно, и книга была мировая, и Александра Ивановна здорово читала. Но тут было ещё что-то другое. Чик это чувствовал. В голосе Александры Ивановны журчит уют, слаженность всей жизни, где всем, всем людям будет хорошо. Сначала в классе, как сейчас, а потом и во всём мире. И хотя книга была как бы не об этом, но через голос учительницы получалось, что и это в ней есть.

Он чувствовал, что всем классом слушать Александру Ивановну, читающую эту книгу, гораздо слаще, чем одному. Оказывается, когда многие рядом с тобой наслаждаются книгой, гораздо слаще делается и тебе самому.

И Чик любил сейчас всех ребят класса за то, что они так послушно наслаждаются. Ну, Александру Ивановну он и всегда любил больше всех остальных учителей.

Он любил её старое, морщинистое лицо в пенсне, её высокую, лёгкую фигуру в аккуратном сером пиджаке и этот ровный голос, старающийся не выдать того, что она сама чувствует при чтении, чтобы не было взрослой подсказки, где смеяться, а где горевать. Чик и за это ей был благодарен.

Чик вспомнил своё далёкое, в первом классе, знакомство с Александрой Ивановной. Какой он был тогда глупый! Он пришёл в первый класс с опозданием. Его не хотели принимать, потому что он недотягивал по возрасту. А потом приняли.

И он, не зная школьных правил, то и дело попадал впросак. Так, он долго не мог понять, что в классе нельзя громко разговаривать. Почему? Разве кто-нибудь спит или больной?

Школа предлагала ему во время урока как бы заснуть для жизни, чтобы проснуться для учёбы. А Чик, громко разговаривая, как бы отстаивал прекрасную возможность одновременно жить для жизни и жить для учёбы. И снова начинал громко разговаривать с соседями.

Наконец Александре Ивановне надоела непонятливость Чика, и она ему предложила выйти из класса, тем более что он уже тогда был громкоголосым. И Чик стал собирать портфель, чтобы выйти вместе со своими вещами, а класс вдруг стал хохотать над ним. И Чика больно пронзил гогот класса.

Он растерялся и посмотрел на Александру Ивановну, не понимая, почему над ним смеются. И вдруг увидел, что она тоже смеётся над ним, но смеётся, любя его. И у Чика сразу отлегло! Если бы школьники своим смехом хотели унизить его, она бы не могла вместе с ними смеяться любя! Его любимый дядя Риза тоже часто так смеялся над ним. И Чик точно знал: смеяться — это ещё больше любить.

Александра Ивановна, продолжая смеяться, показывала рукой, что портфель можно оставить в парте, а самому выйти из класса. Чик неохотно оставил портфель и вышел. Он всё-таки не мог понять, почему он должен оставить портфель. Видимо, сказывалась детская привычка, выходя из игры, забирать с собой игрушки.

И все эти годы в школе над Чиком сияла любящая улыбчивость Александры Ивановны, и он привык к этому и думал, что это будет вечно. Чик не знал, что через год литературу и русский язык будет преподавать директор школы Акакий Македонович и тогда не только не будет этой любящей улыбчивости, но и кончится праздник литературы. Она поскучнеет, как и сам Акакий Македонович.

И Чику будет так странно и грустно видеть, как Александра Ивановна лёгкой и быстрой походкой проходит по школьному коридору, но теперь всегда, навсегда идёт не к ним в класс, а в другой, в другие.

И это будет так странно, так грустно, как если вдруг мама, возвращаясь с базара, повернёт в другой двор и каждый раз будет поворачивать в другой двор и никогда не будет поворачивать к себе домой, к нам домой.

(Ф. Искандер)

Вопросы и задания к тексту

— Почему в классе царила тишина, когда читала книгу учительница?

— Почему Чик часто попадал впросак?

— Как, по мнению Чика, книгу лучше слушать?

— За что Чика выгнали из класса?

— Что удивило при этом Чика?

— Почему с приходом другого учителя «поскучнела» литература?

— Что особенно грустно и странно было видеть Чику после того, как учительница перестала вести у них уроки литературы?

— Найдите и выпишите слова, говорящие о любви к Александре Ивановне.

— Расскажите своими словами о том, как читала Александра Ивановна.

  • VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

  • VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Вспомните известные орфограммы, связанные с написанием гласных после шипящих.

— Приведите примеры, иллюстрирующие изученные орфограммы.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (05.10.2014)
Переглядів: 565 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: