Урок № 16 Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Пора идти в школу» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 16 Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Пора идти в школу»

Урок № 16

Гласные после шипящих. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Пора идти в школу»

Цель: ознакомить учащихся с орфограммой «Гласные после шипящих»; формировать у школьников навыки применения знаний на практике; развивать культуру речи

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно пишут сочетания чу, щу, ча, ща; жи, ши; верно употребляют ь после шипящих; пополнили свой лексикон по изучаемой речевой теме.

Оборудование: учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Проверка домашнего задания.

(См. урок № 14.)

2.   Анализ контрольной работы.

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Вы знаете, что звуки [ж], [ш] всегда твердые, а [ч’], [ш:’] всегда мягкие. Поэтому возникают ошибки в выборе гласных букв при написании слов с перечисленными согласными.

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

2.   Словарный диктант.

Запишите слова под диктовку. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Живо, живой, живопись, жилка, жилище, житель, выжить, жидкость, жилой, жидкий, жильё, пожилой, убежище, свежий; шинель, шипеть, ширина, шифр, широкий, шитьё, вершина, дышишь, слышишь, шить, широта; отвечать, чайка, счастье, чайник, часть, печальный, частый, молча, кричащий, начальник, чаща, вращать, щавель, пощадить, овчарка; чувство, чудак, чудесно, чудо, чудовищный, чуждый, чуть, чужой, щука, щупальце, чучело, прищуриться.

3.   Фонетический практикум.

1)   Выполните звуковую запись слов.

Жизнь, шипы, жила, ширь; липа, миля, сила, тигр.

2)   Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Берёзовая рощ.., вкусная пищ.., ш..повник, ч..шка, щ..вель, ч..деса, площ..дка, ч..лки, ч..гун, кач..ть, навещ..ть, зайч..та, лыж.., овч..р-ка, пруж..на, ч..десный, брош..ра, параш..т, ж..ри, сч..стье, верш..-
на, необыч..йный.

4.   Выборочный диктант.

Выпишите из прочитанных учителем предложений слова с изучаемой орфограммой.

Гриша показал ребятам своего чижика. Миша поймал большую щуку и леща. Серёжа решил трудную задачу. Андрея пригласили войти в состав жюри. Мама купила в магазине щавель. Я шёл из школы молча. В нашем дворе построили новую детскую площадку. Река широкая и глубокая. Мы посетили музей живописи.

  • IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Беседа с учащимися.

— Какую орфограмму вы изучили сегодня? Приведите примеры слов на изученную орфограмму.

— Воспроизведите правило «Правописание разделительных ъ и ь знаков».

2.   Распределительный диктант.

Распределите слова по четырём колонкам: 1) безударные гласные в корне слова; 2) словарные слова; 3) проверяемые согласные в корне; 4) и, у, а после шипящих.

Шубка, загадка, указка, кормушка, барабан, карандаш, водяной, зайчата, жидкость, пружина, коридор.

3.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

  • V.  Работа над развитием и культурой речи
  • V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к нему.

Писатель Тургенев говорил, что русский язык «великий и могучий». Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык ещё и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантами мучился.

Так рассуждал я, огибая берёзовую рощу.

Но, может быть, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались и не снижали отметки за грязь и за всякие там безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных гласных сколько разных ударов получал: и в школе, и дома.

А вообще-то, рассуждал я, какая разница — писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. Важно только, чтобы всё было понятно. А какая там буква в середине стоит — «а» или «о»,— это, по-моему, совершенно безразлично. И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они, конечно, додумаются и отменят сразу все грамматические правила. Но, так как пока ещё люди до этого не додумались, а додумался только я один, мне нужно готовиться и сдавать переэкзаменовку.

Рассуждая таким образом, я обогнул рощу и сразу увидел Белогорск. Городок взбежал на высокий зелёный холм. Но не все домики добежали до вершины холма. Некоторые, казалось, остановились на полпути, на склоне, чтобы немного передохнуть. «Так вот почему городок называется Белогорском! — подумал я.— Он взобрался на гору, а все домики сложены из белого камня — вот и получается Белогорск».

Я тоже стал медленно взбираться на холм.

(А. Алексин)

Вопросы к тексту

— Почему учащийся рассуждает о том, что писать грамотно необязательно?

— Чего не сказал Тургенев о русском языке?

— Какой вывод делает мальчик об учителях Тургенева?

— Какое правило ученику показалось самым страшным и почему?

— Почему город называется Белогорском, по мнению мальчика?

  • VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

  • VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— О какой орфограмме вы узнали сегодня. Сформулируйте правило.

— Проиллюстрируйте правило примерами.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (05.10.2014)
Переглядів: 596 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: