Урок № 14 Звонкие и глухие согласные, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Любимый уголок в - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 14 Звонкие и глухие согласные, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Любимый уголок в

Урок № 14

Звонкие и глухие согласные, их произношение и обозначение на письме. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Любимый уголок в доме»

Цель: углубить знания учащихся о звонких и глухих согласных; ознакомить с классификацией звуков; обучать навыкам правильного произношения звонких и глухих согласных в слабых позициях; развивать речь школьников

Ожидаемые результаты: учащиеся углубили знания о звонких и глухих согласных, делят согласные на сонорные, звонкие и глухие, приводят примеры, распознают сильные и слабые позиции для согласных, правильно произносят звонкие и глухие согласные в слабых позициях; соблюдают орфоэпические нормы при произношении слов с ассимиляцией согласных, сравнивая эти процессы в украинском языке; правильно употребляют разделительные ь и ъ, делают фонетический разбор слов; пополняют лексический запас и формируют умение анализировать художественный текст.

Оборудование: учебник, таблица «Буквы, обозначающие глухие и звонкие согласные», дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили о мягких и твёрдых согласных в русском языке. Сегодня вы узнаете о том, что согласные бывают глухими и звонкими. Согласные могут стоять в сильных и слабых позициях. В слабых позициях согласные могут качественно изменяться при произношении. Как поступать в этих случаях при написании слов?

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

1)   Глухие и звонкие согласные.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Глухими согласными называются такие, которые состоят только из шума: [п], [т], [с].

Звонкими согласными называются такие, которые состоят из голоса и шума: [б], [д], [з].

2)   Сонорные согласные.

Согласные, не имеющие парных глухих, называют сонорными: [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]. При их произнесении голос преобладает над шумом.

2.   Работа с таблицей «Буквы, обозначающие глухие и звонкие согласные».

(Учащиеся называют пары глухих и звонких согласных и указывают на согласные звуки, не имеющие пары по признаку звонкости/глухости.)

Буквы, обозначающие глухие и звонкие согласные

Глухие

к

п

с

т

ф

ш

х

ц

ч

щ

Звонкие

г

б

з

д

в

ж

 

 

 

 

Сонорные

й

р

л

м

н

 

 

 

 

 

 

3.   Слово учителя (продолжение).

3)   Отличие согласных звуков русского языка от соответствующих звуков украинского языка.

Вы помните, что в украинском языке звонкие согласные б, в, г, д, ж, з в конце слова и перед глухими согласными не оглушаются: хлі[б], обі[д], моро[з], ягі[д]ка, ка[з]ка, кни[ж]ка.

В русском же языке звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными оглушаются: хле[п], обе[т], моро[с], яго[т]ка, ска[с]ка, кни[ш]ка.

4)   Орфограмма «Написание согласных звуков в слабой позиции».

Чтобы не ошибиться в написании согласных в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоит гласный: мороз — морозы, ягодка — ягоды.

4.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

  • IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Тренировочные упражнения.

1)   Какие звуки произносятся в словах на месте выделенных согласных букв? Запишите слова по образцу, данному на доске, подберите к ним проверочные. В какой группе слов согласную нельзя проверить?

Образец: тетрадь — тетради.

Четверг, обед, тепловоз, коллектив, мороз, ошибка, робкий, травка, гладкий, когти, космонавт, автобус, футбол, кувшин.

2)   Пользуясь таблицей «Буквы, обозначающие глухие и звонкие согласные», замените в данных словах начальный согласный парным ему глухим или звонким. Запишите слова парами.

Голос, гора, жить, жар, зуб, злой, дом, тело, бочка, балка, шалость, точка.

2.   Словарный диктант.

Запишите под диктовку слова, обозначьте в них орфограмму «Написание согласных звуков в слабой позиции». Устно подберите проверочные слова.

Взгляд, приказ, клюв, гараж, бутерброд, носорог, творог, арбуз.

3.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

4.   Работа с текстом.

5.   Тренировочное упражнение.

Подберите к данным словам проверочные. Запишите их парами.

Ватру(ш,ж)ка, коври(ж,ш)ка, дворня(ж,ш)ка, варе(ж,ш)ка,
руба(ж,ш)ка, деревя(ж,ш)ка, опу(ж,ш)ка, фура(ж,ш)ка, ле-ды(ж,ш)ка.

6.   Фонетический практикум.

  • V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

  • VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

  • VII. Итог урока

Беседа с учащимися.

— Какой раздел науки о языке называется фонетикой?

— Что такое графика, орфоэпия, орфография?

— Что называют алфавитом? Сколько букв в русском алфавите?

— На какие группы делятся звуки русского языка?

— На какие группы делятся согласные звуки?

— О каких орфограммах вы сегодня узнали? Сформулируйте правила, приведите примеры.

— Чем отличаются буквы от звуков?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (05.10.2014)
Переглядів: 2775 | Рейтинг: 2.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: