Урок № 13 Твёрдые и мягкие согласные. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Интерьер — внутреннее убранство дома» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 13 Твёрдые и мягкие согласные. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Интерьер — внутреннее убранство дома»

Урок № 13

Твёрдые и мягкие согласные. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Интерьер — внутреннее убранство дома»

Цель: дать учащимся понятие о твёрдых и мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных на письме; обогащать речь учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся верно произносят твёрдые согласные перед мягкими, а также отдельные сочетания звуков, верно употребляют ь в письменной речи; пополнили лексикон, изучая речевую тему; осознанно отвечают на вопросы по содержанию предложенного текста.

Оборудование: учебник, орфографический словарь, дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Проверка домашнего задания.

2.   Тренировочное упражнение.

Прочитайте вслух стихотворение, записанное на доске. Выпишите выделенные слова. Подчеркните мягкие согласные. Как обозначена мягкость согласных на письме?

Как весенней тёплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведица
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.

(А. Пушкин)

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с твёрдыми и мягкими согласными и научитесь употреблять ь на письме.

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

3.   Практическая работа.

Добавьте к данным словам мягкий знак на конце. К каким частям речи относятся слова в каждой паре?

Спор, пожар, шар, стан, жар, мороз.

  • IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Перевод.

Переведите на украинский язык и запишите слова парами. Чем различается их произношение и написание в двух близкородственных языках?

Зверь, токарь, косарь, звонарь, царь, корь, дверь.

2.   Наблюдения над языковым материалом.

Запишите слова. Поставьте ударение. Устно переведите слова на украинский язык. Чем отличаются их написание и произношение в украинском языке?

Подпись, роспись, звукопись, рукопись, живопись, летопись, скоропись, тайнопись.

3.   Орфографический практикум.

Перепишите предложения с доски, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Птицы уничтожают вредных чер..вей. На собрании говорили о кос..бе и молот..бе. Учитель в своём пис..ме сообщил о прос..бе ребят прислать им новые книги. На верстаке лежали гвоз..дики и вин..тики. В стенгазете была помещена остроумная бас..ня
о лен..тяях.

4.   Объяснительный диктант.

Запишите предложения. Найдите и подчеркните в словах мягкие согласные. Чем обозначена их мягкость на письме? Какие согласные всегда мягкие, а какие всегда остаются твёрдыми?

И кружится, и стелется по улице метелица! А птицам каково? Не ели ничего! Чечётка в снежной кашице пушинкой серой кажется; и прячутся в кусты озябшие клесты.

(Е. Трутнева)

5.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

  • V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

1)   Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задание.

Слово интерьер заимствовано из французского языка и означает внутреннее. Этот термин используется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания.

Уже с древнейших времён различаются два основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в Древней Греции и Риме появляется театральный и спортивный интерьер.

В нашу эпоху общественный интерьер чрезвычайно разнообразен: это и театр и концертный зал, и вестибюли, и станции метрополитена, и магазины, и многое другое.

Интерьер создаётся прежде всего архитектурными формами, то есть стенами и перекрытиями, колоннами, которые могут быть украшены живописью, декоративной лепкой или резьбой по дереву. В интерьер включается также мебель, осветительные приборы, изделия из бронзы, фарфора и т. д.

(И. Владимирская)

Вопросы и задание к тексту

— Что такое интерьер?

— Чем создаются его особенности?

— Запишите названия различных видов помещения.

— Какие орфограммы встречаются в тексте?

2)   Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к нему.

Долго стоял он [прохожий] на одном месте и глядел, как вспыхивают в окнах домов тёплые абажуры, как дрожит за шторами что-то неверное и голубое.

— Телевизоры смотрят,— угадывал гражданин.

За таким телевизионным окном в мягком кресле сидел человек. Это и был Похититель.

Над головою его на стене висели портреты киноактрис, наших и зарубежных, у ног стоял плетёный садок с голубями-монахами, а прямо перед ним сияли экраны трёх телевизоров. Похититель смотрел сразу три программы.

«Как хорошо иметь три телевизора,— размышлял Похититель.— Ничто не проходит мимо твоих глаз. Да телевизор — полезная штука».

Похититель повёл глазами слева направо по всем трём телеэкранам, потом справа налево…

Похититель встал, подошёл к зеркалу, которое висело среди портретов киноактрис. Ему было приятно увидеть иногда себя в окружении красавиц всех стран и континентов.

(По Ю. Ковалю)

Вопросы к тексту

— Как называет свет телевизора прохожий?

— Почему у похитителя в квартире было три телевизора в одной комнате?

— Что у него висело на стенах?

— Почему Похититель любил подходить к зеркалу?

  • VІ.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

  • VIІ. Итог урока

Вопрос учащимся.

— Какое из заданий, выполненных на уроке, вам понравилось больше всего?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (05.10.2014)
Переглядів: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: