Урок № 12 Твёрдые и мягкие согласные, их произношение и написание - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 12 Твёрдые и мягкие согласные, их произношение и написание

Урок № 12

Твёрдые и мягкие согласные, их произношение и написание

Цель: дать школьникам представление о классификации согласных по признаку твердости/мягкости; показать способы обозначения мягкости согласных на письме, смягчения твёрдых согласных перед мягкими; объяснить учащимся правила употребления мягкого знака; развивать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты: учащиеся классифицируют согласные звуки по твёрдости и мягкости, знают способы обозначения мягкости согласного на письме, правильно употребляют ь для смягчения и для указания на форму слова.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, таблица «Правила написания ь для обозначения мягкости согласного», дидактический материал

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

1.   Работа по карточкам.

2.   Тренировочное упражнение.

Используя данные слова, составьте словосочетания или предложения так, чтобы было ясно значение корня.

Проживать — прожевать, спеши — спиши, чистота — частота, запевать — запивать, слизать — слезать, поседеть — посидеть.

3.   Проверка домашнего задания.

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

В русском языке согласные бывают твердыми и мягкими, например: ме[л], ме[л’], па[р], па[р’]. Как же обозначается мягкость согласных на письме? Об этом мы поговорим сегодня.

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Наблюдения над языковым материалом.

Сравните произношение согласных [л], [в] в данных словах. Какая буква служит для обозначения мягкости согласных?

полка — полька

стал — сталь

кров — кровь

2.   Работа с таблицей «Правила написания ь для обозначения мягкости согласного».

Почему в сочетаниях ч, щ с другими согласными ь для обозначения мягкости не пишется? (Учащиеся дополняют таблицу своими примерами.)

Правила написания ь для обозначения мягкости согласного

Случаи написания ь

Примеры

На конце слов после букв, обозначающих мягкие согласные

Конь, степь

В середине слова после буквы л, обозначающей звук [л’]

Сельдь, пальчик

В середине слова после букв, обозначающих мягкие согласные (кроме ч, щ), перед б, н, м

Просьба, коньки, письмо, но: лучше

Другие случаи написания ь между согласными. Правописание таких слов нужно запомнить, а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю

Меньше, тоньше, раньше, деньги

 

3.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

  • IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Наблюдение над языковым материалом.

Прочитайте стихотворение. Какой звук и какие сочетания звуков особенно часто повторяются в стихотворении и помогают передать веселое звучание сильного дождя? Выпишите вначале слова, в которых л звучит мягко; затем слова, в которых л звучит твёрдо. Назовите гласные, которые обозначают мягкость л.

Рулевой

Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой!
— Что мне волны! Самый полный! —
Не сдается рулевой.
— Я на волнах поплыву!
По каналу — и в Москву!
Только ливень всё сильнее.
Только капли всё крупнее.
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и больнее!..
Лягушонок в лужу —
Плюх!
И на землю,
Под лопух.

(В. Суслов)

2.   Морфологический практикум.

Перепишите, заменяя множественное число единственным по образцу. Укажите, в каких словах на конце стоят мягкие согласные, а в каких — твёрдые. Как обозначена мягкость согласного на письме?

Журавли — журавль: кварталы, вокзалы, бинокли, пескари, театры, календари, базары, секретари, богатыри, гвозди, огороды, медведи.

3.   Фонетический практикум.

Запишите фонетическую транскрипцию слов.

Кости — [кос’т’и], трости, кисти.

4.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

  • V.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

  • VI.  Итог урока

Беседа с учащимися.

— Расскажите о способах обозначения мягкости согласных на письме. Приведите примеры.

— Какие звуки не нуждаются в смягчении?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (05.10.2014)
Переглядів: 1651 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: