Урок № 11 Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Рабочая комната» - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 11 Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Рабочая комната»

Урок № 11

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. Речевая тема «Рабочая комната»

Цель: развивать у школьников навыки определения сильных и слабых позиций для гласных звуков, подбора проверочных слов для проверки написания безударных гласных в корне слова; совершенствовать навыки работы с орфографическим словарём; работать над развитием и культурой речи учащихся по заданной теме

Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях написания безударных гласных, находят орфографические ошибки в словах и исправляют их; пользуются книжной и электронной версиями орфографического словаря для проверки написания слов; анализируют лингвистические средства выразительности в художественном тексте.

Оборудование: учебник, орфографический словарь

Тип урока: комбинированный.

  • I.   Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  • II.  Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Вступительное слово учителя.

Что такое орфография? Орфография (от греч. orphos — правильный и grapho — пишу) — раздел науки о языке о правильном написании слов. Сегодня мы говорим о написании гласных в корнях в слабой, т. е. безударной позиции.

  • III.  Восприятие и усвоение учебного материала

1.   Слово учителя.

2.   Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

  • IV.  Закрепление знаний, умений и навыков

1.   Словообразовательный практикум.

1)   Могут ли из данных морфем (частей) состоять слова? Приведите примеры.

Префикс, корень, суффикс, окончание.

2)   В данных словах обозначьте морфемы.

Посадка, топорик, подписали, (на) севере.

3)   Записав слова, найдите и подчеркните в них орфограммы. Устно объясните выбор гласной в корне.

Весна, лесной, бежит, ряды, летит, глядит, удивительный, посидел на скамейке, поседел от горя, полоскал белье, поласкал собаку.

4)   Запишите вместе с проверочными словами.

В(я, е, и)дать, нар(я, и, е)дить, б(е, я, и)да, с(а, о)жать.

5)   Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы в словах.

Ос..нь поз..лотила л..са и п..ля. Пож..лтели д..ревья в л..су. Дети шли по л..сной тр..пинке. Пот..нул лёгкий в..терок. Настали х..лодные ночи.

2.   Работа с учебником.

Выполнение упражнений

3.   Беседа с учащимися.

— Что такое орфография?

— Каково происхождение данного слова?

— Что называют орфограммой?

— С какой из них вы работали сегодня на уроке?

4.   Коммуникативный практикум.

Подберите как можно больше проверочных к данным словам.

З..ма, стр..на, в..да, з..мля, л..са, гн..здо, р..ка, д..ревья, в..чера, м..ста, б..рега, ч..сы; к..рмить, ц..нить, к..чать, ух..дить, пос..дить, бр..саться.

  • V.  Работа над развитием и культурой речи

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы к нему, выполните задание.

Одно время меня стала упорно преследовать белая коробочка от какого-то лекарства, коробочка белого некрашеного дерева с отлично пригнанной выдвижной заслонкой. Было достаточно сесть за стол с добрыми намерениями (я пером спасаю человечество), как сейчас же мысль отвлекала коробочка, не нашедшая ни места, ни применения. Выбросить такую коробочку свыше моих сил. Тут и любовь к деревянным предметам, особенно некрашеным, и сознание того, что коробочка есть продукт труда, и вообще жадность человека к вещам, во мне развитая до болезненности, так что я утопаю в бумажках, мундштуках, ножичках, пепельницах, скрепках для бумаги, острых и тупых карандашах, зажигалках, футлярах, гребешках, штемпелях, зубочистках, стаканчиках, календарях, одних разрезательных ножей шесть или семь штук, пять резинок, хотя ничего не стираю, губка для марок, всегда сухая, очки для дали, для близи, для чтенья, для разговора, лупа большая и три маленьких, оставшаяся от фонарика лампочка, пипетка для бензина, складной метр, белый клей, точилки, ключики, от чего-то отпавшие и ещё не приклеенные кусочки, ножницы газетные, да ножницы малые прямые, да кривые для ногтей и на случай заусеницы, да цветной детский кубарик с цифрами, три пинцета, и уж не говорю про чер­нильницы, про коробочки с неизвестными мелочами, про книги, про папки, про газеты — и всё это только на столе, а если начать выдвигать ящики стола, и тот, где бумаги, и тот, где курительное, и тот, где столярные инструменты, и где фотографии, и где вообще то, что больше никуда не засунешь, или, если обвести глазами книжные полки, висящие защипочки с приглашениями, да портреты, да кружка пивная немецкая, да кинжал арабский, да тот самый пистолет, из которого Пушкин убил Лермонтова, да деревянная ложка, которою Суворов хлебал солдатские щи, да шахматы, да портфели и портфельчики, если, говорю я, всё это обвести деловым взглядом задавленного и затравленного вещами человека, то захочется из этой комнаты убежать в другую, где придётся делать новую опись, начав с подсвечника в стиле Людовика XXVIII и кончив глиняным этрусским сосудом для испарения воды, который подвешивается к паровому отопителю и покупается в хозяйственных лавках.

Как плесенью сухарь, покрываются паутиной времени милые вещи, и у каждой из них есть своя биография. Бывают фамильные серебряные ложки, съеденные с левого боку. В скольких ртах они побывали, скольких зубов коснулись, сколько раз наблюдали, как мягкий пух над верхней губой сменялся русым волосом и колючей седой щетиной.

(По М. Осоргину)

Вопросы и задание к тексту

— Попробуйте перечислить все вещи, которые хранил автор в своём рабочем кабинете. Какие из них вы бы выбросили, а какие оставили?

— Почему в рабочем кабинете не должно быть ненужных вещей?

— С каким настроением и чувством описывает автор вещи в кабинете?

— Какие истории вещей явно придуманы автором?

  • VI.  Домашнее задание

1)   Выучить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

  • VII. Итог урока

Вопрос учащимся.

— Какое из выполненных на уроке упражнений показалось вам наиболее интересным и почему?

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (05.10.2014)
Переглядів: 481 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: