Урок № 10 Контрольный диктант. Контрольное чтение молча - Російська мова 5 клас - Середня школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Середня школа » Російська мова 5 клас

Урок № 10 Контрольный диктант. Контрольное чтение молча

Урок № 10

Контрольный диктант. Контрольное чтение молча

Цель: оценить уровень грамотности учащихся с целью коррекции; развивать культуру речи школьников

Ожидаемые результаты: учащиеся демонстрируют высокий уровень грамотности по изученным темам, воспринимают текст, осознанно отвечают на вопросы к нему.

Оборудование: тексты для диктанта, текст для чтения молча с тестовыми заданиями к нему

Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

  • I.   Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Учитель знакомит учащихся с содержанием работы и критериями ее оценивания.

  • II.  Основное содержание урока

1.   Написание контрольного диктанта.

Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что оно подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был ещё синее, ещё гуще в узорчатых прорезах среди серебристо-зелёной листвы. В траве, в кустах дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады. Воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный и безветренный. Накалившаяся земля жгла подошвы ног.

(67 сл.)                                                                                                                (По А. Куприну)

2.   Контрольное чтение молча.

Об этом Жильце надо рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения упали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент Жилец из двадцать девятой квартиры стоял у подъезда, слушал музыку и был пока вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро, плечи его были опущены, голова в плечи втянута, будто он боялся, что на него что-нибудь упадёт.

Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошёл прямо к нам. Однако подойти к нам было не просто. Уже не дерево, а заросли музыки, колючие кусты вроде шиповника выдувал Крендель из губной гармошки. Жилец с трудом продирался через них, трещал его плащ, а Крендель играл всё сильнее, стараясь превратить эти заросли в джунгли.

— Разрешите,— сказал Жилец и протянул руку.

— Что такое? — не понял Крендель, отрывая гармонь ото рта.

— Музыка утоляет печаль,— сказал Жилец и мягко отобрал музыкальный инструмент. Вынул из кармана носовой платок с фиолетовыми цветочками, аккуратно протёр им гармошку и после приложил её к губам. Он не всунул её грубо в рот, как это делал Крендель, а сложил губы бантиком и бантик приблизил к ладам-окошечкам. Гармошка удивлённо прошептала: «Финкельштейн».

Жилец недовольно покачал головой и снова принялся протирать и продувать гармошку. Затем сложил из губ ещё более красивый бантик, глаза его увлажнились, и тихо-тихо, тоскливо и томительно он заиграл: «Некому берёзку заломати…»

И джунгли Кренделя сразу увяли, кусты поникли, листья опали, улеглись под американским клёном, и как-то само собой возникло вокруг нас золотое поле пшеницы и берёзка, трепещущая на ветру. Играя, Жилец глядел в небо, слегка раскачивался и в своём зелёном плаще был похож, на берёзку, которую никто не любит и не хочет почему-то заломати.

Тётя Паня свесилась из окна поглядеть, кто это играет, опечалилась за стеклом пыльная собака Валет, и даже Райка хмуро глянула из-за зелёного лука, оправив волосы. Замахал под музыку ветвями американский клён — единственное наше дерево, а дом наш, старый, пятиэтажный, помрачнел, раздумывая над словом «заломати».

— Прямо за душу берёт,— сказал дядя Сюва,— и держит.— Он сморщил лицо и сжал рукой горло.— Всю душу изранил,— сказал он.— Ну не бери же ты меня так за душу! Прошу: не бери!

Ласково музыка оплетала этажи, и под её аккорды во двор с улицы вошла старушонка в чёрном пальто. Это была бабушка Волк.

(366 сл.)                                                                                                             (По Ю. Ковалю)

Вопросы к тексту.

1.   В какой квартире жил человек, попавший под подозрения?

А   29

Б   28

В   27

2.   Жилец стоял понуро, плечи его были опущены, голова в плечи втянута, будто он боялся, что

А   его арестуют

Б   его осудят

В   что-нибудь упадёт

3.   Мелодию, которую играл Крендель, автор сравнивает

А   с кустом шиповника, который нужно превратить в дерево

Б   с зарослями, которые нужно превратить в джунгли

В   с деревом, которое нужно превратить в заросли

4.   Жилец считал, что музыка должна

А   веселить

Б   утолять печаль

В   заставлять задуматься

5.   Мелодию, исполняемую Жильцом, автор сравнивает

А   с полем пшеницы и берёзкой

Б   со штилем на море

В   с американским клёном

6.   Какие элементы есть в данном художественном тексте?

А   книжные

Б   делового письма

В   разговорные

Ответы: 1А, 2В, 3Б, 4Б, 5А, 6В.

  • III.  Домашнее задание

1)   Повторить теоретический материал

2)   Выполнить упражнения

3)   Творческое задание. Устно составить небольшой рассказ со словами на букву г из словарного диктанта классной работы.

  • IV.  Итог урока

Учитель собирает тетради и объясняет трудности, возникшие при выполнении работы.

Категорія: Російська мова 5 клас | Додав: uthitel (05.10.2014)
Переглядів: 1148 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: