Урок 3. Начинаем читать и писать. Слушаем, говорим - Русский язык 2 класс ( к учебнику Лапшина И.Н) - Початкова школа - Каталог статей - Учительська світлиця
Головна » Статті » Початкова школа » Русский язык 2 класс ( к учебнику Лапшина И.Н)

Урок 3. Начинаем читать и писать. Слушаем, говорим

Урок 3. Начинаем читать и писать. Слушаем, говорим

Цель: познакомить учащихся с некоторыми буквами, которые в разных позициях в слове обозначают разные звуки; развивать монологическую речь учащихся, их мышление и память; воспитывать интерес к языковым явлениям.
Оборудование: чистые листы бумаги {на каждого учащегося); рисунки к словам-отгадкам.
 
Ход урока
I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1.     Проверка домашнего задания
— Инсценируйте «Сказку про Серую Тучку».
2.     Беседа
— Что значит быть вежливым?
— Какие слова вежливости вы знаете и когда их нужно употреблять?
3.     Каллиграфическая минутка (по выбору учителя)
III.   МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.     Написание слов под диктовку
—  Напишите на чистых листочках слова под диктовку: доброта, год, она. (Дети, возможно, напишут, как услышали: дабрата, гот, ана.)
2.     Проверка написанного (с. 8)
—  Проверьте по с. 8 учебника, правильно ли вы написали эти слова. (Неправильно.)
—  В русском языке слова пишутся не так, как слышатся, а по определенным правилам.
IV.   СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
—  Сегодня мы познакомились с некоторыми буквами, которые в разных позициях в слове обозначают разные звуки. А когда, почему и как это происходит, вы узнаете на уроках русского языка.
V.     ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.     Чтение букв (с. 8)
—  Прочитайте русские буквы на с. 8 учебника. В русском алфавите их 33. Почему здесь их так мало? (Не все буквы в русском и украинском языках совпадают.)
—  Правильно. Со всеми буквами, которые не совпадают по написанию, и со звуками, которые не совпадают по произношению в русском и украинском языках, вы познакомитесь на протяжении года.
2.     Игра «Будь внимательным!»
—  Запишите на листочках слова из прослушанного стихотворения, которые, на ваш взгляд, нужно писать с буквой о.
Окунь жил в реке под кручей. Полосатый и колючий, Был он очень осторожен. Но его поймал я всё же!
— Какие слова не написали? (Запись на доске: полосатый, колючий, поймал.) Почему? (Потому что в украинском языке буква <<о» всегда обозначает звук [о]. Поэтому, когда слышишь в слове звук [о], то это слово пишем с буквой «о». В не написанных нами словах мы не услышали звук [о).)
—  На с. 9 учебника вверху посмотрите, какие звуки может обозначать буква о в русском языке, ([о], [а], [ы]) Так же и буква а, кроме звука [а], может обозначать звук [ы].
3.    Звуковой анализ слов
—  Посмотрите на с. 9 учебника. Какие звуки может обозначать буква я? ([а],[йа],[йи])
— Произнесите по звукам слова: 
земля,       яхта,         янтарь.       земля    яхта     янтарь
[з'эмл'а]    [йахта]     [йантар*]
—  В последнем слове вы сделали ошибку — буква я в нём обозначает звуки [йи]. Почему вы ошиблись? (Мы знаем, что буква «я» в украинском языке всегда обозначает звуки [йа / в начале слова.)
—  Когда буква я в русском языке обозначает в начале слова звуки [йи], вы узнаете при изучении буквы я и звуков, которые она обозначает.
Физкультминутка
Буратино потянулся, Роз нагнулся, два погнулся. Руки в стороны развел: Ключик, видимо, нашёл. Чтобы ключик ТОТ ДОСТАТЬ* Надо на носочки встать.
4.    Работа над загадками
— Напишите на листочках отгадки к загадкам.
•   За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)
•   Ждут меня люди с нетерпеньем И смотрят на небо с волнением. Но стоит меня им заслышать.
Как прячутся сразу под крышу. (Дождь)
•    Вы сказать мне пс могли бы. Как зовётся эта «рыба»? Ты за хвост её возьмёшь. Носом в воду окунёшь — Воду в рот наберёт,
И к тебе отправит в рот. Подуиали немножко! Не рыба это—... (ложка).
•   Он совсем не кровожадный, Потому что травоядный, Только смотрит строго.
На носу два рога.
На ногах копыта —
От врагов зашита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский... (носорог).
•    На бахче у пас растёт.
Как разрежешь — сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус. Называется... {арбуз).
•    Дерево крепко. Ветки могучи. Верхушкой достаёт Самые тучи. (Дуб)
—  Проверьте правильность написания отгадок по рисункам и словам-отгадкам на доске. (Мы написали слова-отгадки неправильно в конце слова или слога, где должны писаться буквы, обозначающие .звонкие согласные. В украинском языке звонкие согласные в конце слова и слога произносятся звонко, и поэтому понятно, какие буквы писать.)
— В русском языке звонкие согласные [д], [б], [в], [ж], [а], [г] в конце слова или слога оглушаются, и непонятно, какими буквами обозначаются. Поэтому существует правило, которое определяет, как проверить, какая буква обозначает эти сомнительные согласные. С этим правилом вы познакомитесь позже.
VI.   ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1.     Написание слов-отгадок
—  Запишите слова-отгадки в тетрадях правильно, подчёркивая места, где вы сделали ошибку. (Морковь, дождь, можно, носорог, арбуз, дуб)
2.     Подсказка Буратино (с 9)
—  Посмотрите, какие звуки обозначает буква о в словах доброта, она. Запишите эти слова правильно в тетради, подчёркивая места, где буква о обозначает звуки, отличные от звука [о]. (Доброта, она)
VII.  ИТОГ УРОКА
— Что нового узнали на уроке?
— В каких словах сделали ошибки? Почему?
Категорія: Русский язык 2 класс ( к учебнику Лапшина И.Н) | Додав: uthitel (26.09.2014)
Переглядів: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: